Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
И. А. Гончаров (1812-1891) обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете, на филологическом («словесном») отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет - как автор романа «Обыкновенная история», который был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. и имел «успех неслыханный» и всеобщий (Белинский). Тогда же писатель начал работу над романом «Обломов», напечатав из него в 1849 г. большой фрагмент под названием «Сон Обломова». С октября 1852 г. Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле, которое заканчивается для него в феврале 1855 г. Его творческим итогом стало двухтомное описание путешествия «Фрегат «Паллада»» - своего рода географический роман на материале современной автору всемирной жизни. Завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову», и в 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его полный текст. Впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Роман «Обломов» – второй по счету – Гончаров создавал в течение почти 10 лет (1849–1859), и это произведение принесло автору широкую известность. Центральное место в романе отводится образу и судьбе главного героя – Ильи Ильича Обломова, и этому подчинены все сюжетные мотивы, что делает данный роман монографическим и в этом смысле ставит его в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Героем нашего времени» Лермонтова и «Рудиным» Тургенева.
С первого взгляда роман Гончарова «Обломов» можно назвать скучным. Всю первую часть Обломов бездельничает. Начало романа монотонное, в нём нет никаких развёртывающихся событий, прослеживается стабильность в образе жизни Обломова. Обломов – яркий представитель русского народа.
Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И в современном мире существуют обломовцы, ведь в этом романе облицовывается типичная русская лень. Многие с удовольствием лежали бы на диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность. Но будет ли такой человек счастливым?
Актуальность темы. На протяжении многих десятилетий классический роман «Обломов» трактовался в школе как произведение о русском барстве и о крепостном праве. Лишь сравнительно недавно наметились сдвиги в сторону более адекватного восприятия гончаровского текста. Гончаров рассматривает внутреннее состояние души главного героя. Его возможность быть счастливым.
Объект исследования: художественное пространство романа И.А. Гончарова «Обломов».
Предметом исследования является особенность отображения счастья в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Проблема: специфика концепта «счастье» и его смысловые коннотации романа И.А. Гончарова «Обломов».
Цель нашей работы: исследовать проблему через систему персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов».
Задачи:
1. Показать многоаспектность понимания понятия «счастья» героями романа И.А. Гончарова «Обломов».
2. Определить авторское понимание счастья.
Методологическая база исследования: структурно-системный подход, сравнительный анализ и литературный обзор.
Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЯ В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
1.1 Обломов: сущность характера героя
Точно определить, что значит «счастье», почти невозможно, но несмотря на это мы попытаемся определить: что оно значит для любимого героя И.А. Гончарова – Ильи Ильича Обломова.
Роман И.А. Гончарова является произведением, описывающим жизнь человека во всех сферах. Илья Ильич Обломов — человек дворянской крови лет тридцати двух-трех, «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» [4, с 65]. Комната, в которой находился Илья Ильич, показалась человеку, впервые взглянувшему на нее, красиво оформленной, но если посмотреть на нее с большим вниманием, можно увидеть, насколько она запущена. Да и сам Обломов особо не заботился о своём внешнем виде: на нем был халат, который имел большое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат «мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела» [4, с. 96]. Ключевая деталь в портрете Обломова – это халат, так как он символизирует образ жизни Ильи Ильича. Эта вещь показывает, что у Обломова ленивый, спокойный, задумчивый характер.
В Обломове нет скупости, резко отрицательных качеств. С раннего возраста он привык быть учителем благодаря тому, что ему есть кому давать и что делать. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. Лень Обломова связана, прежде всего, с непониманием поставленной перед ним задачи. Возможно, он мог бы даже начать работать, если бы нашел работу самостоятельно, но для этого, конечно, ему пришлось бы развиваться в условиях, немного отличных от тех, в которых он развивался. Но привычка удовлетворять свои желания не собственными усилиями, а усилиями других воспитала в нем нравственное рабство. Оно настолько связано с помещиком Обломовым, что, видимо, нет возможности провести между ними черту. Это моральное рабство Обломова, вероятно, самая странная сторона его личности и всей его истории.
У рассуждений Обломова было столько времени с детства, что даже самые абстрактные его думы имели способность останавливаться в определенный момент и затем, вопреки всем убеждениям, не выходить из этого состояния. Обломов, конечно, не понимал своей жизни и в результате ему было скучно и все, что ему приходилось делать. Он служил – и он не мог понять, зачем были написаны бумаги; Без понимания я не мог придумать ничего лучше, чем уйти на пенсию и ничего не писать. Он учился – и не знал, на что способна наука; сам того не зная, он решил поставить книги в угол и равнодушно взглянуть на покрывающую их пыль. Он вошел в общество – и не знал, как объяснить, почему люди приходили к нему в гости. Не объясняясь, он отбросил все свои знания и стал весь день лежать на диване. Всё ему наскучило и опостылело, он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего [4, с. 21].
Уже на первой странице романа автор счел необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и отчетливо светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы и рук» [4,с. 15]. Действительно, это духовно богатая природа. Он умен, хотя «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» [4, с. 24]. Обломов затмил своим благородством многих героев романа. Пробудив столько людей к сознанию духовной красоты, сам герой раздавлен русским обломовщиной. Собственно, «тихо и постепенно укладывался в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» [4, с. 58].
Жизнь Обломова похожа на сказку, которую он слышал в детстве. Вопреки словам Штольца «мы живем, чтобы работать», Обломов думает совершенно иначе: он считает, что жизнь должна быть радостью, а счастье для него было размеренной жизнью в деревне. Он также думал о семейной жизни, в которой женщина была частью этого идеального образа. Нельзя сказать, что у Ильи Ильича не было цели, просто он бездействующий мечтатель. Нет, у него были разные представления о смысле жизни, о счастье. Суждения совершенно противоположные мыслям окружающих его людей. Он просто другой человек, непохожий на остальных. Так, в романе отчётливо выражено его мнение об обществе, куда с такой настойчивостью зовет Штольц: «Свет, общество!.. Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это; нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня...»[4, с. 153]. Отсюда видно, что Обломов знает, как он живет, как живет общество, и ему это не нравится, он не хочет так жить, он не хочет мириться с этим. Значит, это не лень, это желание лучше организовать свою жизнь, как он хочет, хотя это не понимается.
Еще есть мастер у Ильи Ильича. Эта лень, эта апатия, эта жизнь размышлений - все это результат постоянной работы других людей: слуг. По словам самого Захара, Илья Ильич был лучшим учителем, Захар не представляет другого, Обломов - его кормилец. Так, значит, Илья Ильич не был угнетателем, он любил своих людей, и эта любовь в нем заложена с детства [5, с. 58].
Больше всего Илья Ильич боится перемен, боится, чтобы «жизнь его не тронула». Его загрызет тоска, он не будет счастлив, если завтра не будет похоже на сегодня, а сегодня – на завтра. В разговоре со Штольцем он признается, что ему и жить-то лень. Он барин, «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. Он гордится тем, что ему не надо работать из нужды, не надо даже натягивать чулки по утрам. Поэтому сопротивляемость его окружающим несчастьям ничтожно мала. Обломов не смог сделать ничего полезного ни для общества, ни для себя. Он не умеет ничего делать, кроме, может быть, весь день лежать на диване. «Я ничего не умею, я барин», – говорит он без сожалений и угрызений совести, даже с некоторой гордостью за себя.
Обломов не замечает, что он уже давно стал рабом апатии и лени. «...Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – говорит Добролюбов об Обломове, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу» [6, с. 148]
Собственный образ Обломова, его понимание счастья тщательно очерчиваются, когда читателю раскрываются и становятся понятными образ жизни героя, особенности внутреннего мира, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором он показывает причины возникновения такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов недоумевает: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - выставка романа, которая не в начале, а в произведении; Используя эту художественную технику, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его становления, Гончаров показал основы и глубины души, совести и психологии главного героя. Для него счастье – это сама жизнь. Он доволен только тем, что у него есть, но у него есть свои мечты: «Лицо Обломова вдруг залилось румянцем счастья: сон был таким ярким, живым и поэтичным, что он тут же повернулся лицом к подушке... Ваше лицо светилось волнующим ощущением: он был счастлив» [4, с. 186].
Показать больше