Фрагмент для ознакомления
2
Экспериментальная база исследования: детский сад №159 «Яблонька» г.Рязань.
Группа исследования: в исследовании приняли участие 25 дошкольников в возрасте 5-6 лет (14 девочек, 11 мальчиков). Все испытуемые являются воспитанниками старшей группы ДОУ.
Цель исследования: определение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Оценка развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данной опытнο-экспериментальнοй рабοты было проведено исследование. Прежде всего, мы провели эмпирическое исследование особенностей воображения младших школьников.
В качестве методики изучения воображения среди старших дошкольников была выбрана методика Э.П.Торренса:
Тест креативности американского психолога Элиса Пола Торренса [30].
«Диагностика творческого мышления» (результаты теста представлены в Таблице 2).
Цель: Выявить способность чувствовать задачи, пробел и дефицит знаний, а также стремиться консолидировать разноплановую информацию. Выявить чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации.
Определить уровень креативности, выявить связанные с дисгармонией элементы проблемы, найти пути их решения, выдвинуть предположения и гипотезы о возможности решений.
Критерии оценивания: – Оригинальность (30-70%)-0-2 балла; – Гибкость-0-2 балла; – Разработанность-0-2 балла.
Сумма баллов, полученных при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») делится на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу (табл. 1):
Таблица 1
Сумма баллов по тесту Э. Торренса «Диагностика творческого мышления»
Критерии развития креативности по Э. П. Торренсу включают в себя следующее содержание: дошкольники, имеющие высокий уровень креативности склонны проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения, вырабатывается привычка к свободному самовыражению. Ребенок приобретает наблюдательность, активное воображение, увеличивается скорость мышления. Дошкольники начинают создавать оригинальное и новое, что в свою очередь не похоже ни на что.
Работа педагога с такими детьми заключается в применении приемов, которые направляются на развитие потребности творческой деятельности. Те дошкольники, которые осознанно воспринимают задания и больше всего работают самостоятельно, но не принимающие оригинальные пути решения задачи имеют средний уровень творческого мышления. Ребёнок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идёт лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
На низком уровне творческого мышления находятся дошкольники, которые пассивны, но усваивают знания и овладевают умениями, но также тяжело включаются в творческую работы, ожидая давления со стороны педагога. Таким детям необходим более длительный промежуток времени для осмысления. Кроме того, нежелательно перебивать их, либо задавать вопросы, к которым они не готовы.
Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельн6ости. Ребёнок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Рассмотрим результаты диагностики развития воображения в старшей группе ДОУ по методике Э.Торренса.
Таблица 2
Результаты диагностики развития воображения в группе старших дошкольников по методике Э.Торренса
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации/ О.В. Боровик – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. Пособие для студентов педвузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: ACADEMIA, 2011. – 344 с.
5. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. - М. : Амалфея, 2006. – 368 с.
6. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. – М. : Наркомпрос, 1939. – 318 с.
7. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М. : МГУ, 1979. - 145 с.
8. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – М. : СПб.: Питер, 2001. – 364 с.
10. Минасян, Л.А. Развития пространственного воображения дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02[Текст] / Минасян Лерлонт Амазович. Ереван, 1983. – 148с.
11. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. :СПб.:,
12. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С Немов. – М. : Владос, 2008.
13. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова.- М.: Москва.: Юрайт, 2013.- 460 с.
14. Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: сборник материалов конференции [Текст] / сост. Зуева Т.П. Челябинск: ЧИППКРО, 2012. 340 с.
15. Петровский, А.В. История и теория психологии [Текст] / А.В Петровский, М.Г. Ярошевский.-М. : Феникс, 1996. -313 с.
16. Реан, А.А. Психология детства [Текст] / А.А. Реан.-М.: Прайм- ЕВРО-Знак, 2003.-368 с.
17. Розет, И.М. Психология фантазии [Текст] / И.М. Розет. – М. : Университетское, 1991.-196 с.
18. Розет, И.М. Что надо знать о памяти [Текст] / И.М. Розет. – М. : Народная асвета, 1982. – 128 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.-М. : Питер, 2000 - 712 с.
20. Самореализация потенциала личности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / сост. Казанцева Д.В. Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. 114 с.
21. Сапогова, Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М. : Тульский госуниверситет, 1996. 154 с.
22. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005.-460 с.
23. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2005. -46 с.
24. Сливаковская, А.С. Игра-это серьезно [Текст] / А.С. Сливаковская. - М. : Просвещение, 1981. – 144 с.
25. Смирнова, О. Е. Детская психология [Текст] / О.Е. Смирнова.– М. : Владос, 2008. — 366 с.
26. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М. : Феникс, 2000. – 672 с.
27. Субботина, Л.Ю. Как играть с ребёнком [Текст] / Л.Ю. Субботина.
28. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина.-М. : Академия развития,1996. - 240 с.
29. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
30. Торренс, Э.П. Исследование творческих способностей [Текст] / Э.П. Торренс.- 54 с.
31. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-М. : Владос, 1995.-291 с.
32. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский.- М. : С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1907. – 495 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [file:///C:/Users/Евген/Downloads/fgos_ru_nach.pdf%20(2).pdf] // В ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. (дата обращения: 12.10.2020).
34. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, с. 363 405.