Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальными вопросами современности являются вопросы эстетического воспитания и развития эстетической культуры подрастающего поколения. Личностная ориентация современного образования предполагает привлечение молодого человека к эстетическому опыту человечества, к творческой деятельности, что является основой эстетического развития личности. В связи с этим, важное значение приобретает осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и эстетической деятельности, базовых теоретических основ формирования эстетической культуры личности.
В настоящее время эстетическое воспитание относится к тем проблемам, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие культуры. Во второй половине ХХ – начале ХХІ века проблема эстетического воспитания рассматривается многими исследователями по-новому: резко обостряется ее гуманистическая направленность в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры. Эта проблема изучалась и разнопланово изучается учеными философами, педагогами, психологами, искусствоведами. Данному вопросу посвящены работы таких исследователей, как: Ю.А. Блудова «Нематериальное культурно-историческое наследие региона, как эффективное средство формирования художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста», А.В. Гайдамака «Полихудожественное воспитание младших школьников на уроках предметов эстетического цикла», Н.Г. Калашник, А.А. Гнатенко «Эстетические вкусы и формирование личности: психологические акценты», А.Н. Колотило «Развитие художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности» и др.
Было выявлено противоречие между осознанием необходимости эстетического воспитания средствами природных материалов младших школьников и недостаточной разработанностью эффективных средств, форм, методов для этого.
В связи с этим цель нашего исследования – выявить условия, при которых возможно успешное использование природных материалов в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – использование природных материалов в эстетическом воспитании младших школьников.
Для достижения цели в исследовании ставились следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возможности применения природных материалов в эстетическом воспитании младших школьников.
3. Проанализировать уровень эстетической воспитанности младших школьников.
4. Разработать рекомендации по использованию природных материалов в эстетическом воспитании младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация, обобщение полученной информации, обобщение передового педагогического опыта по использованию народных традиций в эстетическом воспитании школьников; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап).
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 16 г. Томска. Выборка составила 14 обучающихся 4 класса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1. Сущность эстетического воспитания младшего школьника в психолого-педагогической литературе
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни. Несмотря на многовариантность формулировок содержания понятия «эстетическое воспитание», общим для большинства из них является акцент на аксиологическом, эмоционально-чувственном и деятельно-творческом аспектах.
На основе анализа научных представлений о сущностных характеристиках эстетического воспитания можно утверждать, что сформированность эстетической культуры личности определяется как составляющая ее общей и в частности духовной культуры [10, с. 289]. На этом основании эстетическое воспитание младших школьников понимаем, как неотъемлемую часть их общего воспитания, открытую систему педагогического взаимодействия, функционирование которой направлено на формирование эстетической культуры учащихся.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило выяснить различные научные позиции по трактовке понятия «эстетическая культура» в широком общественном и личностном контекстах.
Л. Калининой эстетическая культура младшего школьника рассматривается как «интегративная характеристика его личности, что предполагает сформированность комплекса эстетических знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, эмоционально-чувственных качеств, творческих способностей, необходимых для эстетического освоения, отражения и преобразования мира, ощущения и понимания прекрасного, самореализации средствами эстетической деятельности» [14, с. 24].
В структуре эстетической культуры младшего школьника А. Ткачук выделяет такие компоненты: «мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный» [32, с. 127].
Народные традиции являются неотъемлемым элементом человеческой жизни с древнейших времен, о чем свидетельствуют наскальные рисунки первобытного человека, древние барельефы и росписи, исторические факты, древние памятники культуры.
В ходе анализа научных источников видим, что становление и развитие педагогических представлений об эстетическом воспитании детей при помощи народных традиций происходило на основе философских, педагогических и психологических идей об их в жизни отдельной личности и всего общества, многовековых традиций народной культуры и педагогики [20, с. 25]. Выдающиеся представители человечества разных исторических периодов осознавали, что народные традиции, как неотъемлемая составляющая духовной культуры общества, имеет значительную силу воздействия на внутренний мир личности, является важным средством становления человеческой индивидуальности, ее духовного совершенствования, важным фактором развития всего общества [19, с. 169].
В условиях современного мира эстетизация глубоко проникает в человеческую жизнь, приобретая черты, которые ранее были характерны лишь для искусства. Так формируется современное эстетическое сознание как гармоничное единство и внутренняя взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание – целостное, эмоционально окрашенное, чувственное отражение природной и социальной действительности; комплекс чувств, представлений, взглядов, идей; особое духовное образование, что характеризует эстетическое отношение к действительности [25, с. 634]. Отображение окружающей среды в эстетическом сознании сопровождается переживаниями, связанными с чувствами возвышенного (величественного), прекрасного, трагического, комического, и не всегда базируется на интеллектуальном знании. Следовательно, различают такие уровни отражения в эстетическом сознании:
– чувственно-эмпирический (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое воображение);
– рациональный (эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы);
– теоретический (эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, рассуждения, суждения) [17, с. 9].
Понятно, что эти уровни исторически изменяются и развиваются [9, с. 100]. Поэтому формирование эстетического сознания и эстетического отношения к действительности должны иметь положительную направленность. Речь идет об эстетическом освоении мира, что объединяет такие процессы, как восприятие, духовная переработка и практическое преобразование. Собственно, развитие эстетического сознания человека, его способности к творчеству в различных видах жизнедеятельности характеризуют уровень эстетической культуры личности.
Значительную роль в формировании личности ученые отводят художественно-эстетическому воспитанию, через которое человек приобщается к миру прекрасного, облагораживается, полнее ощущает, понимает красоту, ценит произведения искусства [11, с. 141]. Будучи органической составной частью формирования личности, такое воспитание обеспечивает диалектическое единство психического, морального, физического и социального становления личности; и активизирует умственную, эмоциональную, духовную деятельность, способствуя существенным изменениям в убеждениях, расширению опыта, а также комплексному развитию. Цель эстетического воспитания младших школьников состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства и практической художественно-творческой деятельности формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алдошина, М.И. Воспитание на русском народном творчестве / М. Алдошина // Сельская школа. – 2015. – № 1. – С. 15 – 24.
2. Блудова, Ю.А. Генезис педагогических идей формирования понятия «Эстетический вкус» в философской и психолого-педагогической литературе // Сборник научных трудов Белгородского государственного педагогического университета. – Белгород, 2015 – Вып. 1. – С. 37 - 43.
3. Блудова, Ю.А. Нематериальное культурно-историческое наследие региона, как эффективное средство формирования художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. – 2016. – № 2 (56). – С. 115 - 123.
4. Владимирова, А.Л. Жемчужины-отовсюду: эстетическое воспитание детей средствами национального песенного фольклора: учеб. пособие. – М.: Гринь Д. С., 2016. – 136 с.
5. Волкова, Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа / под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Моск. ун-т, 2015. – 286 с.
6. Волчегорская, Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция / Е.Ю. Волчегорская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2016. – 53 с.
7. Гайдамака, А.В. Полихудожественное воспитание младших школьников на уроках предметов эстетического цикла: дисс.кандидата пед. наук: 13.00.07 / Гайдамака Елена Васильевна. – М., 2016. – 185 с.
8. Газнюк, Л.М. Эстетика: учеб. пособ. для ВУЗов. – М.: Педагогика, 2015. – 124 с.
9. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А. Н. Дахин. – М.: НИИ школьных технологий, 2017. – С. 98 - 101.
10. Духовно-культурные ценности воспитания человека: монография / Г.П. Шевченко [и др.]. – Луганск: НОУДИДЖ, 2017. – 332 с.
11. Евдокимова, И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 139 – 142.
12. Иванов, А.В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Перспектива, 2015. – 470 с.
13. Калашник, Н.Г., Гнатенко А. А. Эстетические вкусы и формирование личности: психологические акценты: монография. – М.: Альма-матер, 2018. –275 с.
14. Калинина, Л. Эстетическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема // Родная школа. – 2016. – № 3. – С. 24 - 26.
15. Колотило, О.Н. Развитие художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности: дисс. кандидата пед. наук: 13.00.07 / Колотило Оксана Николаевна. – М.: 2015. – 167 с.
16. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. – 2015. – 160 с.
17. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения. – Минск, 2016. – 192 с.
18. Кривошея, Т.А. Эстетическое воспитание в современном культуротворческом процессе: монография / Начальное образование. – 2017. – № 3. – С.13 - 16.
19. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник для академического бакалавриата / О.А. Кривцун. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 549 с.
20. Литвин-Кондратюк, С.Д. Формирование художественно-эстетической культуры школьников средствами народоведения / Начальное образование. – 2016. – № 8. – С.21 - 25.
21. Любимова, Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. – 2017. – № 9. – С. 60 - 64.
22. Любимова, Ю. С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; учреждение образования «Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка». – Минск, 2016. – 23 с.
23. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко; сост. и авт. вступ. ст. В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1988. – 255 с.
24. Наумова, Н. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся в процессе трудового обучения // Проблемы образования. – №. 3. – 2015. – С. 82 - 84.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
26. Основные подходы к преподаванию изобразительного искусства: от школы до вуза: учеб. метод. пособие / Е.В. Гунина [и др.]; Владим. гос. ун-тим. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ. 2015. – 93 с.
27. Перенчук, И. Формирование творческой активности молодежи средствами декоративно-прикладного искусства // Молодежь и рынок. – 2018. – № 2 (49). – С. 128 - 131.
28. Семенова, Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов // Вестник БГУ. – 2015. – № 3. – С. 47-50.
29. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский; вступ. Очерки С. Соловейчика.-5-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
30. Технология творческого мышления / Марк Меерович, Лариса Шрагина. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 483 с.
31. Тимошенко, Л.Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования // Вестник ТГПУ. – 2018. Выпуск 2 (80). – С. 53 - 56.
32. Ткачук, А. Эстетическое воспитание личности средствами изобразительного искусства // Молодежь и рынок. – 2016. – № 2 (133). – С. 127 - 130.
33. Топилина, Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / Инновационная наука. – № 4. – 2015. – С. 146 - 148.
34. Ушинский, К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.
35. Хворостов, А. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.