Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Федеративная форма государственного устройства 6
1.1 Федеративное государство в современном мире как форма государственного-территориального устройства: понятие, признаки, и сущность, концепции федерализма 6
1.2 Виды современных федераций 10
Глава 2. Развитие федерализма в России 14
2.1 Исторический аспект строительства Российского федерализма 14
2.2 Проблемы и перспективы развития федерализма РФ в современном мире 18
Заключение 26
Список использованных правовых актов и литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
В части 1 статьи 1 Конституции Республики Адыгея Республика признается демократическим правовым государством в составе Российской Федерации . Такие же положения мы можем наблюдать в конституциях Рестпублик Башкортостан, Бурятии, Дагестана, Ингушетии и других.
На наш взгляд позицию ученых по вопросу наличия суверенитета у субъектов Российской Федерации нельзя назвать правильной, поскольку, как отмечает С.В. Горбачева не может быть «суверенитета в суверенитете» , и в таком случае государство будет носить не федеративный, а конфедеративный характер .
Анализируя положения статей 3 и 4 Конституции Российской Федерации о признании народа Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, и о распространении суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, мы можем прийти к выводу, что суверенитет в Российской Федерации един и распространяется на всю ее территорию, включая территории субъектов федерации, входящих в ее состав.
Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 7 июня 2000 года № 10-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конституционным Судом РФ отмечено, что Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. «Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые бы обладали верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации». Отмечая наименование субъекта «республика (государство)», использованное в части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд РФ подчеркивает, что данное наименование отражает особенности конституционно-правового статуса данных субъектов федерации, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.
Необходимость сохранения и дельнейшего развития российского федерализма опирается, в первую очередь, на учет трех объективных моментов:
- огромных размеров территории страны;
- многонациональности структуры и состава ее населения;
- большого разнообразия условий и возможностей развития регионов.
В таких параметрах федерализм выступает у не просто в качестве одной из возможных форм политико-территориальной организации государства, а в качестве оптимальной и даже в качестве единственно возможной в данных конкретных условиях демократической формой такой организации. Настоящий федерализм в данных условиях выступает действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3996.
3. Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (введена в действие Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1992 г. № 1665-XII) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/.
4. Конституция Республики Адыгея принята на XVI сессии Законодательного Собрания (ХАСЭ) – Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_adig/.
5. Абдулаев М. И. Теория государства и права. - М.: Магистр-Пресс, 2020. - 472 c.
6. Абражеева Д.В., Корниенко А.В., Симонова М.А., Степанова Т.В. Народный суверенитет: проблема понятия, сущности и содержания // Успехи современной науки и образования. – 2017. Том 8. - № 4. – С. 104-107.
7. Братановский С. Н. Теория государства и права. - М.: Приор-издат, 2018. - 174 c.
8. Василенко А. И. Теория государства и права. - М.: Книжный мир, 2020. - 384 c.
9. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Новый Юрист, 2019. - 624 c.
10. Гуляков А.Д. Достижения и проблемы в исследовании федерализма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2020. – № 2. – С. 16-26.
11. Исаков В. Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2019. - 255 c.
12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. URL: http://www.gks/ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/result2.
13. Кагерманов А. С. Законность в правовом государстве // Молодой ученый. - 2019. - №15. - С. 458-460.
14. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юридический институт, 2019. - 352 c.
15. Лазарев В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 521 c.
16. Лапаева В.В. Государственный суверенитет как философско-правовая проблема // Труды Института государства и права РАН. – 2021. – № 2. – С. 62-80.
17. Летушева Н. И. Теория государства и права. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
18. Малько А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 272 c.
19. Матафонова Ю.А. Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы // Власть. - 2020. - N 11. - С. 133-136.
20. Миронов Д. Н. Правовое государство: происхождение, идеи и признаки правового государства // Вопросы конституционного и административного права. – 2019. - № 24. – С. 326-330.
21. Овсепян Ж.И. Суверенитет как естественное публичное право: о модификации представлений о природе и характере суверенитета, об этапах (поколениях) и направлениях его научных исследований // Журнал Российского права. – 2017. – № 2. – С. 14-30.
22. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 08 июля 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480.
23. Принципы федеративного устройства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://be5.biz/pravo/kken/37.htm.
24. Прокуронова С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2019. - 132 c.
25. Саломатин А.Ю., Наквакина Е.В. Проблемы федерализма в зеркале теории и истории государства и права // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2021. – № 2. – С. 27-34.
26. Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - N 2. - С. 37-42.
27. Теория правового государства: монография / Раянов Ф.М. - М.: Юрлитинформ, 2019. - 272 c.
28. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. – 385 с.