Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Анализ программы для дошкольников с ОНР
В МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 215 (далее МБДОУ) реализуется основная общеобразовательная программа - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию тяжелого нарушения речи (общее недоразвитие речи), в группах компенсирующей направленности (далее Программа), которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образовательного учреждения. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», а также с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17). По организационно-управленческому статусу Программа обладает модульной структурой и раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в МБДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Программа опирается:
− использование специальных методов и приемов;
− использование специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью и (или) частично);
− использование специальных методических пособий и дидактических материалов.
В содержательном разделе программы п. 2.1.3. указано Речевое развитие. Речевое развитие отражает диагнозы, которые имеются у всех детей группы – 5 детей с ОНР I уровня, 1 ребёнок с ОНР I-II уровня, 3 детей с ОНР II уровня, 2 ребенок с ОНР II-III уровня. Состояние звукопроизношения у многих детей группы ниже возрастной нормы. Лексическая и грамматическая сторона речи несформированная, дети допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарный запас детей отстает от возрастной нормы, но он активно пополняется за счёт прохождения лексических тем.
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
− овладения речью как средством общения и культуры;
− обогащения активного словаря;
− развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
− развития речевого творчества;
− развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
− знакомства с книжной культурой, детской литературой;
− развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
− профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
В программе указана: индивидуальная характеристика контингента воспитанников, анализ состояния здоровья воспитанников, персональная схема оздоровления, сведения о семье, выделены значимые характеристики территориальной особенности Уральского региона. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание ребенка. Составлена по возрастным группам.
В содержательной части программы указано, что речевое развитие должно включать:
− речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
− обогащение активного словарного запаса;
− развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
− развитие речевого творчества;
− развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, аудирование текстов различных жанров детской литературы;
− формирование здоровой аналитической и синтетической деятельности как предпосылка обучения грамоте.
В п. 2. 6. указаны особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями (краткая характеристика). Здесь представлены особенности категории типов нарушенного развития, формы, методы и приемы работы с детьми, организация предметно-развивающей среды, специфика планируемых результатов, приведено примерное календарно-тематическое планирование.
В части коррекционно-развивающей деятельности указаны методические пособия и программы, которые использовались при составлении, в том числе: Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во В. Секачев. 2016. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009, Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001, Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000.
В качестве примера используемой программы, хотелось бы рассмотреть адаптированную программу Н.В. Нищеевой.
Программа является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсаторного типов и представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, полностью отвечающую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 3 до 7 лет.
Основная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНД.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельными, связными, грамматически правильными речевыми и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и элементами грамотности, что формирует психологическую готовность к школе и обеспечивает преемственность со следующим этапом системы общего образования.
Программа основана на принципе гуманного и личного отношения к ребенку и позволяет обеспечить:
- воспитательная подготовка дошкольников,
- формирование основных основ культуры личности детей,
- всестороннее развитие интеллектуальных и волевых качеств;,
- это дает возможность формировать все психические процессы у детей.
Кроме того, Программа основана на следующих принципах —
- принцип индивидуализации с учетом возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детских инициатив и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствие требований, методов, приемов и условий обучения индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенной подачи учебного материала;
- принцип концентрического накопления информации в каждой из последующих возрастных групп по всем пяти образовательным направлениям.
В программе построена система коррекционно-развивающей работы с детьми 3-7 лет с ОНР, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации распорядка дня, построению предметно-
Показать больше