Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: рассмотрение данной проблемы связана с тем, что степень реализации педагогической технологии данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и возможность поддержки развития каждого учащегося. Так же реализации возможностей детей.
В раннем детстве человек приобретает очень много ценных знаний и умений. Ребенок осваивает словарный фонд и грамматику языка, незаметно и быстро учится логически мыслить. Однако, постепенно мышление ученика становится все более упорядоченным и последовательным.
Образовательные технологии, применяемые на уроках в соответствии с ФГОС, следует подбирать таким образом, чтобы обеспечить не только быстрое овладение школьниками новым программным содержанием, но и способствовать развитию метапредметных компетенций. Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительный, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС.
Уже на заре истории человечества познание вещей и их свойств было неотъемлемо от жизнедеятельности человека.
Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский). В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в образовательный лексикон. Поэтому, педагог-мастер старается использовать в своей работе элементы нескольких технологий, применять оригинальные методические приемы, для успешного усвоения преподаваемого материала в учебном процессе.
Одной из эффективных современных образовательных технологий является технология «Перевернутый класс». Вопросами ее реализации занимались такие педагоги-новаторы как, Аарон Самс и Джонатан Бергманн, которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
В результате анализа исследований А.В. Хуторского, Е.С. Чебытаревой, А. Д. Иванова самообразовательная компетентность была определена как личностное качество, характеризующее субъекта способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Самообразование компетенции является одной из ключевых компетентностей по иерархии, определенной А.В Хуторским. «А технология «Перевернутого обучения» в большей степени предназначены для обеспечения личностного развития обучаемых, для формирования у них ключевых компетенций», так пишет Н.И. Запрудский.
Исследуя концепцию технологии «переворота», они пришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповую деятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать, кто-то читать, а кто-то слушать. У детей разные темпераменты, поэтому к каждому подход должен быть индивидуальным.
Каждый ученик должен выражать свое собственное мнение, так как живая мысль делает ребенка бодрее, здоровее, сильнее и мягче, менее замкнутым, более простым и откровенным со взрослыми.
Анализ исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ, педагогов, позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников самостоятельности мышления, логики, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию, а также уметь применять на практике свои знания для дальнейшего развития личности и достижения поставленных целей в дальнейшем.
На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
- между необходимостью развития самостоятельности младших школьников, зафиксированного во ФГОС НОО и недостаточным уровнем сформированности самостоятельности у части обучающихся (многие ученики не готовятся к урокам самостоятельно);
- между достаточной теоретической изученностью понятия «Перевернутый класс», особенностей развития самостоятельности в младшем школьном возрасте и недостаточным уровнем изученности педагогических средств для развития самостоятельности младших школьников;
- между необходимостью использования технологии «перевернутый класс» и недостаточной разработанностью педагогических условий, при которых данная технология будет результативна для развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях технология «перевернутый класс» будет способствовать развитию самостоятельности младших школьников?
Учебный материал необходимо разрабатывать так, чтобы школьники при самостоятельном изучении материала могли справляться с поставленной задачей.
Проблема порождает необходимость поиска средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учеников в начальной школе, это и определило выбор темы нашего исследования.
Темой исследования является: Реализация педагогической технологии «Перевернутый класс» в начальном образовании.
Цель работы: теоретически изучить возможности реализации технологии «Перевернутый класс» в начальном общем образовании.
Объект: реализация технологии «Перевернутый класс».
Предмет: условия реализации педагогической технологии «Перевернутый класс» в начальном общем образовании.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывая сущность понятия «педагогическая технология», технология «Перевернутый класс».
2. Рассмотреть виды педагогических технологий и их характеристику.
3. Выявить условия реализации технологии «Перевернутый класс»
4. Проанализировать возможности технологии «Перевернутый класс» при работе с детьми младшего школьного возраста.
5. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации педагогической технологии «Перевернутый класс» в начальном образовании.
Теоретико-методологическая основа: теоретические положения о современных методах и технологиях воспитания Н.Н. Клацкой, требования ФГОС к овладению учителями новыми педагогическими технологиями. Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованным в работе, можно отнести анализ литературы и педагогического опыта, синтез, обобщение.
Методологическая основа: методика организации педагогической технологии «Перевернутый класс».
Методы исследования:
1.Теоретичские: анализ литературы.
Теоретическая значимость: систематизирован материал (в рамках курсовой работы) по вопросу реализации педагогической технологии «Перевернутый класс» в начальном образовании.
2.Практическая значимость: составлены методические рекомендации по реализации педагогической технологии «перевернутый класс» в начальном общем образовании, которыми могут воспользоваться учителя начальных классов и студенты специальности Преподавание в начальных классах.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВУРНУТЫЙ КЛАСС»
1.1. История развития педагогических технологий
Что же такое педагогическая технология? Прежде всего, необходимо обратиться к общему толкованию понятия «технология». Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Известный американский философ М. Вартофский анализирует искусство и технологию и убедительно показывает, что эти понятия представляют не противоположные, а взаимодополняющие модели единой человеческой деятельности. «Технология является не альтернативной, не противоположной искусству моделью, а составной частью жизнеспособной модели искусства. И наоборот, эстетическое, исследовательское, творческое – это то, что должно обязательно входить в жизнеспособную модель технологии». Технология включает также и искусство владения процессом. Технологический процесс предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий.
Впервые термин «педагогическая технология» был упомянут в 20-ых гг. XX в. в работах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, С.Т. Шацкого. В это время распространилось понятие «педагогическая техника
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов
[Текст] / Г. М. Андреева − М.: Аспект-Пресс, 2016–363 с.
2. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3. Айдарова, Л. И. Младший школьник / Л. И. Айдарова.- М. : Педагогика, 2009. - 399 с4. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка [Текст]: автореф. кандидат пед. Наук: 13.00.01. / М.А. Викулова; Исследовательский центр семьи и детства. – Нижний Новгород, 2015. – 24 с.
4. Ворсина, Н.Н. Системно-деятельностный подход в обучении и
воспитании младших школьников [Текст] / Н.Н. Ворсина // Начальная школа. – 2014. - №6.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 192 с.7. Гройсман, А.Л. Психологические механизмы регуляции социального поведения [Текст] / А.Л. Гройсман – М.: Изд-во Наука, 2011 –339 с.
6. Демина, Е.В. Влияние личности педагога на успешность школьника [Текст] / Е. В. Демина // Начальная школа. – 2014. – №12.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология.
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений52
[Текст] / И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин – М.: Академия,
2013 – 368 с.
10. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).11. Карпова, Г.А. Методы педагогической диагностики: Учебн.
Пособие [Текст] / Г. А. Карпова – М.: Екатеринбург, 2017–43 с.
12. Карпова, И.А. Педагогический словарь [Текст] / И. А. Карпова –
М.: Издательский центр «Академия», 2010–192 с.
13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011. -31с.
14. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2 - е
изд., дораб. [Текст] / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение, 2006–352 с.
15. Мицкевич А. А., Глинская Н. Е. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике] // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2.
16. Безрукова, А. С. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО / А. С. Безрукова, Н. А. Леонгард, А. И. Матвеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 275-277.