Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст называют вершиной детства [29, С. 251]. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а родители и педагоги должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Это положение определяет актуальность выбранной темы работы.
Память, являясь одним из психических процессов, относится к числу базовых категорий рассмотрения в психологии. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны.
Виды памяти — это структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала [16].
В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников (А. Аалль, Е.Брунсвик, Бурдон, Л.С.Выготский, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, Н.П.Иванова, А.Изюмова, Д.И.Красильщикова, Е.М.Кудрявцева, А.Н.Леонтьев, А.И.Липкина, Б.Лобзин, В.Я.Ляудис, К.П.Мальцева, Э.Мейман, А.Польман, Г.В.Репкина, В.И.Самохвалова, А.А.Смирнов, Г.А.Стюхина, Э.А.Фарапонтова, Т.Х.Хасаева, Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков, А.Н. Шлычкова, В.Штерн и многие другие).
Большинство исследований памяти младших школьников в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе, выполнены в парадигме констатирующего и формирующего экспериментов.
Цель данного исследования: теоретически описать и эмпирически изучить виды памяти у младших школьников.
Объект исследования: память детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: виды памяти детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти; у детей младшего школьного возраста высоко развит уровень образной памяти; уровень развития памяти на числа у младших школьников не ниже необходимого уровня.
Для достижения цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Описать виды памяти и их возрастные особенности у детей младшего школьного возраста;
2. Описать этапы, методы и методики исследования;
3. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;
4. Разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, методы статистической обработки данных (первичные и вторичные).
Методики психодиагностики:
1. Методика «определение типа памяти» у младших школьников.
2. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников.
3. Методика «Память на числа».
4. Методика «Память на образы».
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 3 пос. Нижний Уфалей.
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте
1.1. Проблема памяти в психолого-педагогической литературе
Память человека можно определить, как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни человека такие функции как запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память является жизненно необходимой основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное развитие личности и её функционирование. Память есть у всех живых организмов, но наибольшего развития достигла у человека.
Память человека – своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, поступающие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы» (комбинации нервных клеток), которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» дают возможность возникновения возбуждения тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует.
Иными словам память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлых образов того, что когда-то произвело на нас впечатление [20, с.246].
Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей [13, с.49].
Проблема памяти сегодня широко исследуется в рамках различных психологических подходов и теорий. Наибольшее распространение приобрели ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно, а в связи друг с другом. В направлении нейронных и биохимических процессов наиболее значимой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах в памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества [25, с.197].
Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие. При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти. Работы этих и других учёных являются актуальными, а результаты их исследований могут стать основой для новых психологических открытий относительно проблем памяти.
В современной психологии память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуру памяти включены следующие процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление, воспроизведение. В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации [28, с.162].
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное продвижение и признание получила в Англии и в Германии [24, с.237].
В основе данной теории лежит понятие "ассоциации связи" между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие законы и механизмы памяти, одним из которых является закон забывания Г. Эббингауза.
Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этаᴨe усвоения, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и её процессов используются различные методики.
В исследовании непроизвольного запоминания и условий его продуктивности часто используется методика, предложенная И.П. Зинченко. Она направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Методика «Классификация изображений предметов» поможет выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания [10, с.247].
«Метод Джекобса» направлен на исследование объёма кратковременной памяти личности. На основе этой методики построены и другие методы исследования кратковременной памяти личности, например, методика Л.С. Мучника и В.М. Смирнова («Определение индекса кратковременной памяти») и методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента» [цит. по 10, с.148].
Для изучения динамики процессов заучивания используются в основном классические методики, такие как метод удержания членов ряда слов, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации и др.
Ещё одним важным направлением в исследовании памяти личности является изучение факторов, влияющих на сохранение информации в памяти. В число таких факторов входят: род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в данном интервале, длительность этого интервала, степень первоначального заучивания и др. Для их исследования используются различные методики. Одной из нескольких является методика Ф.Д. Горбова, направленная на выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.
В современной психологии в исследованиях памяти начали применять совершенно новое инструментальное оснащение для экспериментов. Для обеспечения экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов, а также для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с максимальной точностью используются компьютерные технологии. Использование компьютеров в исследованиях памяти значительно расширяет возможности экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными [11, с.98].
Психологами было выявлено, что продуктивность нашей памяти зависит от времени суток. Так, эффективность запоминания оказывается лучше, если информация, которую нужно использовать на следующее утро, запоминается перед сном.
В течение дня продуктивность памяти меняется: между 8 и 12 часами она достигает своего максимального значения, после обеда начинает заметно снижаться, а затем снова начинает медленно возрастать. Если человек не слишком утомлен, то в вечерние часы она вновь достигает высокого уровня.
Так же современная психология занимается изучение произвольного и непроизвольного запоминания информации. Привлекательная для человека информация непроизвольно запоминается сама по себе: она либо имеет особое значение для человека, либо притягивает непроизвольное внимание, либо кем-то создана специально для определённых целей. Для произвольного запоминания необходимо приложить волевое усилие, направленное на запоминание нужной для человека информации. Произвольным и непроизвольным может быть также и воспроизведение.
Эти типы памяти выделяют в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запоминать [13, с.48].
Люди по-разному запоминают различный материал. Одни хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образные, и словесно-логические материалы. Это представители гармонического типа памяти.
Люди имеют особенность запоминать что-либо разными способами. В связи с этим различают следующие типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанные типы памяти. В зависимости от характера деятельности человека преобладающим является тот или иной тип памяти, который определяет его индивидуальность.
К процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание [27, с.252].
Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это закрепление происходит по-разному, в зависимости от того, какой вид памяти используется. Выделяют непроизвольное и произвольное запоминание. Так же запоминание может быть долговременным, кратковременным или оперативным.
Воспроизведение можно определить, как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти в оперативную. Процесс актуализации может характеризоваться различной степенью протекания: от «автоматического» узнавания до длительного и сложного припоминания забытого. В соответствии с этим можно выделить в воспроизведении: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Узнавание происходит при повторном предъявлении субъекту объекта. Человек непроизвольно узнает предмет, который когда-то воспринимал. Здесь может возникнуть иллюзия, которой часто подвержены студенты: листая книгу, они узнают материал, в то время, как только что его узнали. Отсюда следует, что на экзамене тот же материал они не смогут воспроизвести [14, с.58].
Собственно, воспроизведение проходит без повторного предъявления субъекту объекта. Человек просто вспоминает. Вспоминает он либо непроизвольно, когда образ без видимых причин как бы сам возникает в памяти, и произвольно, когда приходиться прилагать некоторые волевые усилия для воспроизведения информации. Иногда происходит явление реминисценции - спонтанного растормаживания, когда информация, которую человек ранее никак не мог припомнить, при более благоприятных обстоятельствах вспоминается сама, без усилия человека.
Забывание может быть частичным и полным. Частичное забывание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возможности узнавания. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести. Полное забывание - невозможно ни воспроизвести, ни узнать. Немецкий психолог Г. Эббингауз на основе многочисленных экспериментов показал, что наибольший объем информации забывается через 72 часа после запоминания.
Сохранение. Все, что не забылось - сохраняется. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее. Многое из того, что имеет для человека особенно важное жизненное значение, совсем не забывается. Сохранение материала определяется степенью его участия с деятельности личности.
Существует сохранение материала с открытым доступом, когда информация может или произвольно, или непроизвольно извлечься из памяти. Однако имеется и сохранение с закрытым доступом, когда вспомнить что-нибудь возможно только при специально организованном воспроизведении, например, при помощи гипноза [17, с.151].
«Всякий жалуется на свою память, но никто - на свой здравый смысл», - говорил Ф. Ларошфуко. Действительно, люди ошибочно думают, что хорошая память принесет им удачу в жизни и деятельности. Это не совсем так, важно правильно организовать мышление, но, тем не менее, существуют способы овладения своей памятью. К примеру, могут быть использованы мнемотехнические приемы, которые организуют материал так, чтобы его легче было запомнить. Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - облегчает запоминание цветового спектра, или с помощью фразы «Yellow blue bus» иностранцы запоминают русское «Я люблю вас». Для запоминания цифрового ряда математик Г. В. Лейбниц предложил заменять числа фразами, слова в которых начинались с букв, соответствующих определенной цифре [11, с.101].
В настоящее время говорят о том, что память не является единым психическим образованием, как полагают сторонники концепции единой «активной памяти». Более того, в зависимости от очерёдности во времени от начала получения информации на чувствительные входы до перехода ее на длительное хранение, существует три совершенно различных типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Возможно, что на пути перехода информации из кратковременной памяти в долговременную существует и промежуточная, буферная, память, но ее свойства пока еще мало изучены.
Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переходит в другую форму хранения, то она необратимо теряется.
Некоторые люди обладаю способностью сохранять зрительные картины в иконической памяти, ограничиваясь не долями секунд, а гораздо более длительным временем- до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явления эйдетизма. При этом они обладают способностью "видеть" картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информационных входов, растягивающая для нас длительность воздействие сигналов, обеспечивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при моргании, движении глаз или просмотре кинофильмов. Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых [23, с.92].
Можно указать три вида памяти, выделенные по критерию времени:
- оперативная память;
- кратковременная память;
- долговременная память.
Кратковременная память. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд, минут), но достаточный для полного воспроизведения недавно происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. По прошествии недолгого времени впечатления исчезают, и человеку обычно оказывается невозможным что-либо вспомнить из воспринятого. Удерживаемая информация представляет собой не полное отражение событий, а лишь их непосредственная интерпретация. Так, если при вас произнесли фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова.
Долговременная память. Долговременная память характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти осуществляется накопление знаний, которые хранятся в преобразованном виде - более обобщенном и систематизированном. Долговременная память представляет собой интерпретацию событий, но информация может воспроизводиться через достаточно большие промежутки времени [12, с.589].
Оперативная память сохраняет довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую всеми органами чувств. Длительность сохранения картины непродолжительна - от секунды до нескольких часов. Она проявляется в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживает эту деятельность. Оперативной памятью называют запечатление каких-то сведений, данных для выполнения операций, отдельного трудового акта, т.е. оперативная память - это память, связанная с процессом выполнения какой-то деятельности и процессом общения. В жизни можно различать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведении личности.
"Оперативная память - вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия" (Г.В. Репкина). В оперативную память поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Пока эта информация функционирует, она остается в оперативной памяти. Как только работа прекратилась, он либо возвращается или поступает на хранение в долговременную память, либо забывается [19, с.146].
Показать больше