Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Кризис - от греческого «krineo» - буквально означает «разделение дорог». В китайском языке рассматриваемый термин включает в себя два иероглифа, один из которых – это «опасность», а другой – это «возможность». Значит, термин содержи в себе и угрозу, и необходимость двигаться дальше.
Само понятие означает острую ситуацию для принятия определенного решения, важный момент и пункт поворота.
Рассматривая кризис с точки зрения психологии, следует сказать, что он представляется как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, поскольку такая ситуация вынуждает субъекта сталкиваться с невозможностью реализации внутренних необходимостей жизни – мотивов, ценностей и стремлений.
В данном эссе я рассмотрю кризисы с точки зрения того, что они являются важным и необходимым процессом развития личности.
1 Кризис: норма или девиация?
Все в природе циклично. Поэтому кризисы являются неотъемлемой частью процесса жизни. Каждому возрасту человека соответствуют определенные нормативы, при помощи которых можно оценивать адекватность развития человека и которые касаются развития интеллекта, эмоций, психофизиологии личности. Переход к следующему уровню происходит в форме кризиса возрастного развития. Последние представляют собой небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, которым присущи резкие изменения психики.
Тема дифференциации периодов жизни, развития личности по определенным закономерностям, имеет достаточно долгую историю. Например, еще древние греки делили жизнь человека на десять периодов по семь лет. В Риме жизнь делилась на пять фаз по 13-15 лет .
2 Кризис как норма развития личности
На мой взгляд, возрастной кризис представляет собой период качественных изменений личности в лучшую сторону. Результатом кризиса должен стать переход личности на новую, более высокую ступень личностного развития.
В кризис происходит распад сложившейся социальной ситуации развития и формирование новой .
Основные характеристики периодов кризиса:
1) Присутствие резких изменений в короткие временные отрезки.
2) Границ кризиса не очерчены четко, сложно определить момент наступления кризиса и момент его окончания.
Заключение
Так или иначе, кризис является необходимым симптомом перехода от одного периода стабильности к другому, от одной ведущей деятельности к другой.
Кризис – это возможность личности вырасти, встать но новый уровень развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 509 с.
2) Карабанова О. А. Возрастная психология. — М.: Айрис-пресс, 2016. — 239 с.
3) Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с