Фрагмент для ознакомления
2
Экологический контроль
С увеличением роста количества населения и развитием общества все больше создается различных по своей направленности предприятий, развиваются различные сферы промышленности и все чаще стоит вопрос об экологической обстановки вокруг человека.
Большое внимание уделяется состоянию экологической ситуации городов, доказательством этому служат ежегодные доклады по экологическому состоянию городов. Несмотря на предпринимаемые попытки по стабилизации экологической обстановки, с каждым годом экологическая ситуация становится все хуже. Загрязнению способствует функционирование все большего количества промышленных предприятий и легкомысленное отношение руководства этих предприятий к нарушению ими законодательства о защите окружающей среды.
Несмотря на важность производственного экологического контроля, который направлен в главную очередь на благо всего общества, в литературе по экологическому праву этому направлению оказывается необоснованно мало внимания.
Природопользователям для целесообразного исполнения требований закона, важно понимать его суть, организацию и механизмы проведения. В основе экологической оценки лежит простой принцип: проще выявить и предотвратить негативное воздействие на окружающую среду на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления.
Экологическая оценка включает всесторонний анализ возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использует результаты этого анализа с целью предотвращения или смягчения ущерба, наносимого экологии.
Целью экологической оценки служит определение условий, в которых жизнь людей будет соответствовать конкретным нормативам при соблюдении предложенных природоохранных мероприятий.
Термин контроль, часто используется в русскоязычной литературе для описания аналитического определения различных параметров (например, «контроль состава атмосферного воздуха», «контроль качества воды водоемов»), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.
Понятие экологический контроль определено Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» [1]:
Контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) считают систему мер, которая направлена на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Повышение роли экологического воспитания и образования населения возможно при участии граждан в деятельности общественных организаций в процессе реализации природоохранной и природоресурсной политики государства, в частности, путем формирования проектных инициатив, развития активной жизненной позиции молодежи и студенчества.
В последнее время все более актуальными становятся проблемы, связанные с осуществление экологического контроля, как в России, так и за рубежом.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в нашем государстве высшей ценностью, а главная обязанность государства заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Одним из основных конституционных прав является право каждого на благоприятную окружающую среду и на получение достоверной информации об ее состоянии. В целях реализации данных прав граждан, а также в связи с необходимостью повышения эффективности реализации органами государственной власти экологической функции, в российском праве остро стоит проблема функционирования общественного экологического контроля.
Развитию каждого института гражданского общества должно способствовать расширение института общественного контроля, который, в свою очередь, не должен подменять или заменять осуществление контрольно-надзорных полномочий государственных органов [3]. На наш взгляд, в современном государстве общественный контроль оказывает бесценную помощь в обеспечении благоприятной экологической обстановки, содействует своевременному предупреждению, выявлению и пресечению экологических правонарушений, является инструментом гражданского общества.
Понятие общественного экологического контроля складывалось в нашей стране достаточно продолжительное время.
Традиционно на протяжении многих лет вся информация о состоянии окружающей среды была в закрытом доступе, это оставило свой след на отношении населения к осуществлению общественного мониторинга окружающей среды.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
2. Бринчук М. М. Бортник И. Ю. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 126.
3. Жуков В.В., Гришина Е.В. Развитие института общественного контроля в обеспечении экобезопасности в рамках Стратегии экологической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://ecovestnik.ru/index.php/2013-07-07-02-13-50/nashi-publikacii/2735-razvitie-instituta-obshchestvennogo-kontrolya-v-obespechenii-ekobezopasnosti-v-ramkakh-strategii-ekologicheskoj-politiki-rossijskoj-federatsii (дата обращения 27.04 2020).
4. Кукштель М. А. Перспективы развития общественного экологического контроля в Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://nauchkor.ru/pubs/perspektivy-razvitiya-obschestvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii-587d36515f1be77c40d58c81 (дата обращения 27.04.2020).
5. Литвинова И.Н. Проблемы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obschestvennogo-kontrolya-v-sfere-ohrany-okruzhayuschey-sredy (дата обращения 20.04.2020).
6. Постановление АС ДВО от 14.06.2018 по делу № А51-27185/2017
7. Определение ВС РФ от 13.06.2018 № 307-ЭС15-2115 по делу № А5677326/2013
8. Постановление АС СЗО от 04.07.2018 по делу № А56-26703/2017