Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоги составляют неотъемлемую часть функционирования финансовой системы. Сфера налогообложения всегда актуальна для изучения ввиду своего постоянного изменения под воздействием внешних и внутригосударственных факторов. Посредством финансовых ресурсов образуются и взаимодействуют различные уровни экономики, затрагивая политические, социально-экономические и иные правовые аспекты в масштабах от гражданина-налогоплательщика до государства в целом.
В научной литературе отмечается роль налогов как одного из самых эффективных инструментов государственного регулирования не только на уровне государственной экономики, но и на уровне международных экономических процессов.
Например, в первом случае налоги выполняют фискальную функцию, посредством чего формируется казна государства как непосредственный источник доходов, имеющий своей целью удовлетворение интересов общества и государства в целом. Таким образом, государство руководствуется следующими целями:
1) экономический рост,
2) рост национального продукта на душу населения,
3) достижение высокого уровня жизни населения.
В период нестабильного состояния экономики государства прибегают к резервным источникам доходов, пытаясь удержаться на мировой арене с минимальными имущественными потерями. В таких ситуациях и отражается эффективность налогообложения, а именно его охват и рациональность.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов. По налоговому законодательству РФ не допускается уплата налогов третьими лицами.
Однако, налоговым законодательством предусмотрены случаи возложения исполнения налоговых обязанностей на других лиц. К таким случаям относятся обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет (ст. 24 НК РФ), уплата налогов правопреемником реорганизованного лица (ст. 50 НК РФ), осуществление налоговой обязанности уполномоченным представителем налогоплательщика (ст. 29 НК РФ), исполнение налоговой обязанности поручителем налогоплательщика или банком (ст. 74, 74.1 НК РФ).
Неисполнение налогоплательщиком – физическим лицом, организацией или индивидуальным предпринимателем своих обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов в добровольном порядке служит основанием для применения мер обеспечения их исполнения
Порядок исполнения налоговой обязанности
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы провозгласила как одну из основных конституционных обязанностей граждан и организаций принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция РФ. Данная норма нашла отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации 2 (ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 НК России): обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Предметом исполнения обязанности по уплате налога являются исключительно деньги. Это обусловлено определением налога, содержащимся в ст. 8 НК России, и тем обстоятельством, что налог – источник формирования бюджета, а бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 от 31.07.1998 № 145-ФЗ), в связи с чем нельзя считать надлежащим исполнением налоговой обязанности в «натуральной» форме.
Анализ ст. 45 НК России позволяет выделить следующие условия исполнения налоговой обязанности (включая уплату сборов, пеней, штрафов).
1. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности или уплата налога иным лицом за налогоплательщика. По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
30 ноября 2016 г. принят Федеральный закон № 401-ФЗ 5 , который предоставил иным лицам производить уплату налога за налогоплательщика. Нововведение позволило юридическим лицам перечислять налоги со своего счета за другие организации; руководящему органу (директору и т. д.) погашать налоговые обязательства организации за счет своих средств. Важно, что лицо, которое платит налог за организацию, не вправе потребовать возврата из бюджета налога, уплаченного за налогоплательщика.
2. Исполнение налоговой обязанности в установленный законодательством о налогах и сборах срок (либо досрочно).
3. Исполнение обязанности по уплате налога в полном объеме.
4. Исполнение налоговой обязанности в валюте России, за исключением случаем, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Исполнение налоговой обязанности в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) .
Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий обязанность по уплате налога является надлежаще исполненной.
Итак, по общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В исключительных случаях исполнение налоговой обязанности может быть возложено на третьих лиц. Так, допускается возложение обязанности налогоплательщика по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ) и т.д.
Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов является тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.
В п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ закреплены нормы, устанавливающие критерии, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной. Налог не признается уплаченным в следующих случаях:
1) отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление суммы налога в бюджет;
2) неправильное указание налогоплательщиком в платежном поручении суммы налога, номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя;
3) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (иной уполномоченный орган) платежного поручения на перечисление сумм налога у налогоплательщика имеются иные неисполненные требования, которые подлежат исполнению в первую очередь, а на его счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
Принудительное взыскание осуществляется поэтапно.
1 этап. Направление налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога является предупредительной мерой, цель которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога.
Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также данные об основаниях взимания налога и ссылки на конкретные нормы закона. В случае, если обязанность плательщика по уплате налогов изменилась после направления требования, налоговый орган обязан направить плательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ). При этом ранее направленное требование отзывается.
2 этап. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении двухмесячного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (ст. 46 НК РФ).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
2. Бабкина А.Н., Бабкин А.С. Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов // инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 80-82.
3. Баринов А.С. Институт налоговых обязательств в налоговом праве РФ: Дис. ... канд. юр. наук: 12.00.04. М.: МГЮА, 2017. 192 с.
4. Бутаев М.М., Касевич Е.В. Порядок принудительного исполнения налоговой обязанности для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 15. С. 489-494.
5. Крылов О.М. Иностранная валюта как элемент денежного обращения в процессе образования доходов и осуществления расходов централизованных денежных фондов публично-правовых образований // Финансовое право. 2017. № 12. С. 5-9.
6. Лютова О.И. Налоговые обязанности и налоговые обязательства в правоприменительной практике высших судебных органов Российской Федерации // Государство и право в изменяющемся мире: материалы II научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 398-405.
7. Мартыненко Л.В., Новиков Н.Н., Приходько Э.О. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанностейпо уплате налогов, сборов и страховых взносов // Эпомен. 2020. № 35. С. 197-203.
8. Овсепян Л.А. Современные тенденции развития института налогового обязательства и его значение в системе налогового права Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2019. № 1-2 (29). С. 1123-1127.
9. Рябова Е.В., Давыдова Д.А. Право на исполнение налоговой обязанности в иностранной валюте (теоретические аспекты) // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 868-875.