Фрагмент для ознакомления
2
Проблема борьбы с коррупцией, несмотря на беспрецедентные меры, принимаемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по-прежнему остается одной из острейших проблем нашего государства. Коррупция – антигосударственное и антиобщественное явление, оно оказывает негативное воздействие не только на развитие государства, но и на все сферы общественных отношений и социальной жизни граждан. Именно по этой причине борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений политики государства. Для того, чтобы эффективно противостоять данному явлению, государству необходимо иметь в своем арсенале мощное законодательство в сфере борьбы с коррупцией.
Правотворческий процесс выступает инструментом регулирования и в то же время своеобразной площадкой диалога между органами государственной власти и обществом. Качество содержания нормотворчества, его регулирования социально-экономических, общественно-политических и иных сфер отношений, оптимизация наиболее полного достижения представляемых целей и задач возможны при надлежащем уровне правовой культуры, выраженном в соответствующих методах и приемах юридической техники. В связи с этим объективную значимость в государстве приобретает институт независимой экспертизы нормативных правовых актов, а научные исследования в данной тематике, бесспорно, являются своевременными и актуальными, проведение которой регламентируется Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ [1].
История правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы в России полна интригующих поворотов. Так, в марте 2009 г. постановлениями Правительства Российской Федерации были утверждены Правила и Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. При этом использовалось понятие «экспертиза на коррупциогенность». Вместе с тем формулировки ст. 5 принятого чуть позднее Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» суть прямое подтверждение того факта, что его авторы имели лишь самое общее представление о субъектах и Методике проведения независимой антикоррупционной экспертизы. В качестве экспертов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу, в Законе названы «институты гражданского общества и граждане Российской Федерации».
Под антикоррупционной экспертизой понимается проверка нормативного правового акта на соответствие действий органов государства, которые в нем предусмотрены, интересам общества. Под субъектами понимаются те лица, которые имеют право на проведение данного вида исследования. Исследование могут проводить как юридические, так и физические лица. Единственным условием является получение специального разрешения у Министерства юстиции. В результате лица приобретают статус независимых экспертов, которые в соответствии с методикой должны проводить полноценное исследование [4, с. 603].
Правовое регулирование института антикоррупционной экспертизы осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях, а более конкретно независимую экспертизу нормативно‐правовых актов и их проектов проводят органы власти в соответствии со своими полномочиями, институты гражданского общества – организации, на добровольной основе, в том числе граждане, аккредитованные в качестве независимых экспертов на проведение экспертизы на предмет выявления коррупциогенных факторов.
Немаловажным является и тот факт, что независимая экспертиза преследует цель привлечения институтов гражданского общества и граждан в осуществлении национальной политики противодействия коррупции. Перечень субъектов антикоррупционной экспертизы весьма широк, в их число входят следующие группы: прокуратура, Минюст России, федеральные органы исполнительной власти и субъектов федерации, иные государственные органы и организации, их должностные лица в от‐ ношении
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
2. Александрова Н.В. Антикоррупционная экспертиза в системе правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 3 (18). С. 22-28.
3. Карнаушенко Л.В., Курдюк Г.П., Урумов А.В. Антикоррупционная экспертиза в законодательстве Российской Федерации: развитие и правовое закрепление // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 6. С. 16-23.
4. Кусов Г.К. Сущность антикоррупционной экспертизы российских нормативных правовых актов и их проектов // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 3 (30). С. 600-603.
5. Якимов Г.А. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Уральский форум конституционалистов Материалы четвертого Уральского форума. Отв. редактор М.С. Саликов. 2019. С. 193-197.
6. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.genproc.gov.ru.