Фрагмент для ознакомления
2
Наверное, каждый человек, услышав мнение философов, примеряет его на себя, на свою Родину. Даже учения античной философии люди стараются понять, пропустив их через свой мирок. Ведь человек никогда не поверит в чьё-то абстрактное, пусть даже и великое, высказывание, если всё это величие разбивается о реальность. Поэтому русским людям, безусловно, было бы проще понять идеи философов России. Это далеко не значит, что все одинаково согласятся с этими положениями. Но русский народ всегда поймёт, что хотел сказать философ, под каким впечатлением он разработал ту или иную концепцию. Ведь размышление не рождается на пустом месте. Ему предшествуют определённые исторические события, уклад жизни, которые хорошо известны прежде всего русскому народу. Человек может даже и не согласиться с чьим-то мнением, но сам факт существования споров об этом мнении невольным образом заставляет человека самого рассуждать на эту тему.
И одними из представлений «русской идеи» были В. С. Соловьёв и Н. А. Бердяев. Их философия затронула мир в глобальном смысле этого слова. Наверное, самым спорным постулатом Н. А. Бердяев является степень свободы, которую надлежит предоставить людям. Поэма В. С. Соловьёва «Три свидания» затрагивает не только земную жизнь людей. Основной идеей его была София – Душа мира, объединяющая Бога с человечеством. Что касается Отечества, то В. С. Соловьёв говорит о трёх силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. По его мнению, Западная и Восточная цивилизации уже исчерпали себя, а Россия призвана дать миру жизнь и обновление.
Если характеризовать философию Н. А. Бердяева, можно сказать, что в ней звучит некий призыв к анархии. Ведь, по словам Н. А. Бердяева, государство и общество стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. А высшей ценностью в окружающем мире является свобода. Н. А. Бердяев считает, что именно свобода и соборность, то есть единство духа и воли, составляют основу существования человека. Данные признаки нужны человеку для развития творчества. За этот подход Н. А. Бердяева называли исследователем «русской души».
Я разделяю позицию В. С. Соловьёва о главенствующей роли России в мире. Я считаю, что она заслуживает этой роли и, к тому же, способна справиться с этой задачей. Ведь Россия – самая крупная страна по территории. Свой авторитет она заслужила многовековой историей побед. Не будет преувеличением назвать Россию страной-победительницей. Это осознают все страны мира. Другое дело, что они не хотят этого признавать. Но за тысячелетнюю историю Россия не только не утратила свой авторитет, но и укрепляла его. Я с уверенностью могу сказать, что так будет и дальше.
Мнение В. С. Соловьёва о существовании Души мира Софии заинтересовало меня. Но, как, наверное, ни один человек, я не могу и не смогу утверждать об этом илр опровергать данное мнение. Это нечто непостижимое для человеческого рассудка, разума. Это можно воспринимать только как предположение, но представлять мир с этой точки зрения у меня не получается. Ведь чтобы что-то представить, надо это чётко понимать и осознавать. А, как уде было вышесказано, представить устройство Вселенной неподвластно никому из людей.
Я полностью соглашаюсь с вышесказанной В. С. Соловьёвым истиной: недопустимы социальные проекты, для осуществления которых приходится прибегать к насилию над личностью. Нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть допущены жертвы. Значит, сама цель ничтожна.
В. С. Соловьёв – один из немногих, кто сумел не разделить, а наоборот, объединить понятия науки, философии и веры. И, действительно, философия и наука имеют свою ценность в единстве с религией. Знание о реальном мире даётся наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. А цельное знание возможно только при совместном синтезе науки, философии и веры. Именно поэтому его учение называют философией всеединства. Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом жизни на Земле. В аксиологии всеединства главенствующее место принадлежит абсолютной ценности Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. В. С. Соловьёв называл истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех.
Я поддерживаю Н. А. Бердяева в том, что он выступал против отрицания Бога и самообожествления людей. Для социального переустройства общества, по Бердяеву, необходимо заниматься, прежде всего, не техническое переустройство, а духовное возрождение.
Бердяев наглядно показал, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. Я полагаю, что большевики, уловив это свойство русского духа, оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому большевизм и стал судьбой России, её частью. Н. А. Бердяев пришёл к выводу, что в силу этого обстоятельства коммунистический строй никогда не будет побеждён в России внешней силой. Он будет преодолён только изнутри путём духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. Так и получилось.
Показать больше