Фрагмент для ознакомления
2
Прежде чем говорить об отношении к утилитарной трактовке понятий «добра» и «истины», необходимо рассмотреть, что значат эти понятия и как они рассматриваются в утилитаризме.
Добро – это основная этическая категория. Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.
К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага, они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достатку. В данном эссе мы будем использовать термины «добро» и «благо» как синонимы. Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некой субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира.
Традиционно в этике предлагается различать понятия добра и пользы, Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. Добро – это то, что приносит благо, достойно более высокой оценки: в моральном сознании истинное добро – это то, что является добрым для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Идеал «добра для всех – это регулятивная идея» направленная на высшую ценность для человека. Полезное должно принести выгоду для индивида или группе.
Существуют разные концепции добра: аксиологическая, деонтологическая, религиозная, светская, релятивистская, конвенционалистская, утилитарная и др. Концепцию утилитарной трактовки истины разработали представители такого философского учения, как утилитаризм.
Утилитаризм возник в Великобритании в XVIII веке. Его основоположниками являются И. Бентам и Дж. С. Милль. В первую очередь утилитаризм выступает как этическое учение. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе. С точки зрения данного направления, не существует «хороших» и «плохих» людей. Есть лишь человек, который может совершать действия, приводящие к «нравственным» или «безнравственным» результатам. Поступок оценивается именно по его результатам, а добро отождествляется с тем, сколько пользы оно принесет.
Принцип пользы не был изобретен утилитаристами, а появился гораздо раньше. Однако, именно основоположник утилитаризма И. Бентам придал данному принципу «принципиальное значение для построения теории морали» Для Бентама принцип пользы выступает как важнейший критерий оценки действий и поступков человека, как основополагающее нравственное начало. По мнению философа, принцип полезности обобщает все более частные моральные принципы.
И. Бентам рассматривает добро как счастье и наслаждение. При этом наслаждение и счастье рассматриваются им как синонимы. Противоположная добру этическая категория зла рассматривается как страдание. Поэтому из всех различных состояний наиболее хорошим является то, в котором наслаждение и счастье максимальным образом превышают страдания. Таким образом, добро необходимо оценивать как перевес в пользу наслаждений, а не страданий.
Как уже говорилось, принцип полезности был известен и раньше, его изобрел вовсе не И. Бентам. Заслугу Бентама Бертран Рассел видит в «…энергичном применении этой концепции к различным практическим вопросам» Безусловно, такая концепция добра (соединение добра и пользы) встретила критику. Ведь до этого существовали устойчивые, незыблемые этические стереотипы, на которые своей концепцией серьезно покушался Бентам. До этого считалась, что добро (добродетель) противоположно пользе и принципы, действующие в морали и политике, должны быть различными.
Джон Стюарт Милль придал утилитаризму статус концепции. В своем произведении «Утилитаризм» Дж. С. Милль рассматривает принцип полезности или пользы в моральной теории. Именно этот принцип дает руководство к тому, как жить добродетельно.
Высшим принципом нравственности Дж. Милль провозглашает общее благо. Утилитаризм, который развивает Д.С. Милль, выступает против эгоизма (по мнению которого добро заключается в удовлетворении человеком своих личных интересов и потребностей). Приемлемость или неприемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели, т.е. общему счастью.
Принцип полезности утверждает, что действия являются правильными и добродетельными в той степени, в которой они способствуют общему счастью, и неправильными в той степени, в которой они отвращают от общего счастья. Счастье, по мнению Милля, является желательным для всех людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гусейнов А.А. История этических учений. – М.: Гардарики, 2003. – 911 с.
2. Миллъ Дж. С. Утилитаризм. О свободе: 3-е изд. СПб.: И.П. Перевозников, 1900. - 427 С.
3. Орлова Т.А. Истина и справедливость: обоснование утилитаризма в теории морального релятивизма. // Вестник СПбГУ. Серия 6. – 2014. – Вып. 2 – С.128-137
4. Рассел Б. История западной философии. т.2. – Новосибирск: издание Новосибирского университета, 1994. – 400 С.
5. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. – 559 С.
6. 12 ведущих философов современности. Под ред. К. Белшоу, Г. Кэмпа. – М.: АСТ, 2014. – 414 С.
7. Субботин А.Л. Джон Стюарт Милль об индук¬ции. - М.: ИФ РАН, 2012. – 76 С.