Фрагмент для ознакомления
2
Этническая идентичность
До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.
В целом, этнопсихологи выделяют семь типов этнической идентичности (самосознания): нормальный; этноцентричный; этнодоминирующий; этнический фанатизм; этноиндифферентный; этнонигилизм; амбивалентный.
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма. Кроме того, в многочисленных исследованиях доказано, что существует "тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью". В то же время гиперидентичность со "своим" этносом в полиэтническом обществе сопровождается этноцентристскими стереотипами, предубеждениями по отношению к представителям других этнических групп и уклонению от тесного взаимодействия с ними. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой или смена этнической идентичности, возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе "чужая" группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем "своя". Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, т.е. принятию традиций, ценностей, норм, языка чужой группы вплоть до - при условии принятия индивида группой - полного растворения в ней. Сильная идентификация с обеими взаимодействующими группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами. Множественная идентичность наиболее выгодна для человека, она позволяет ему использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Таких людей называют посредниками или мостами между культурами. Осознание и принятие своей принадлежности к двум этническим общностям благотворно сказывается и на личностном росте выходцев из межэтнических браков. Hо, возможна и слабая, не четко выраженная этническая идентичность как со своей, так и с чужой этническими группами - маргинальная этническая идентичность. В этом прискорбном случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. Подобные маргиналы, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. И именно поэтому внешне они могут быть агрессивно настроенными националистами - в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, которая из них имеет более высокий статус в обществе. Это обнаруживается в повседневной жизни, и это подтверждено результатами эмпирическими исследований. Но и модель двух измерений не описывает всех возможных стратегий сохранения человеком внутреннего благополучия при неблагоприятном сравнении его этнической общности с другими. Если существуют разные уровни осознания своей принадлежности к одной или нескольким этническим группам, значит, возможен и его нулевой уровень. Иными словами, возможна слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие, по крайней мере, на осознаваемом уровне. В качестве стратегии сохранения личностного благополучия она проявляется в отрицании значимости этнического фактора и как в своей жизни, так и в обществе в целом.
Моя этническая идентичность.
Этническая идентичность, как отличительный признак личности, является мощным ресурсом социальной общности. Этому есть ряд причин:
Во-первых, она удовлетворяет потребность в самобытности и, на основе которой члены такой общности отличаются себя от других подобных общностей.
Во-вторых, обеспечивает потребность в принадлежности к определенной группе и, соответственно, защите.
И, в-третьих, является мощным инструментом социальной и этнополитической мобилизации.
Из всех существующих в Российской Федерации этнических идентичностей, меня, в большей степени можно отнести к русской, но вместе с тем частично - к армянской. Ядро этнокультурного пространства представлено: традициями, обычаями, нравами, обрядами, специфическим фольклором и бытовым укладом, которые образуют архетипическую основу самосознания и отображают его этнокультурный менталитет.
Итак, этническое самосознание – сложный многокомпонентный феномен. Представители различных школ включают в его структуру различные составляющие. Так, например, В.А. Тураев выделяет три основных компонента: осознание принадлежности к этнической группе, "образ мы" и этнические интересы. В понятие "образ мы" входят, по мнению В.А. Тураева, представления о типичных чертах своей группы, особенностях культуры, быта, территории, характере народа и т.п.
В целом, если отталкиваться от приведенной ранее градации, то русский народ можно отнести к нормальному типу этнической идентичности. Для меня, как для гражданина своего государства имеет достаточно большое значение история его народа и его традиции. Не могу назвать себя фанатиком, с той точки зрения, что до безумия признаю его превосходство и считаю самым лучшим по сравнению с другими, но, тем не менее – являюсь патриотом своего Отечества. Мне далеко не безразлична его судьба.
будет конструктивного диалога между различными культурами.
Показать больше