Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Методология всегда считалась важнейшей частью философии. Кто владеет надежным методом,
тот знает путь к истине. Но в отличие от других разделов философии публикации по истории и
теории научного метода крайне редки, часто представляют интерес только для специалистов,
посвящены в основном современным авторам или так называемым актуальным проблемам.
Между тем знание истории методологической мысли очень важно, так как именно оно
обеспечивает видение перспектив и тенденций ее развития, освобождает от необходимости
изобретать уж е изобретенное и повторять сделанные ошибки.
Методология открытия научных истин Аристотеля, Бернандино Телезио.
Учение о том, как обрести достоверное знание, было систематизировано Аристотелем (384-322 до
н. э.) в виде науки о знании, то есть логики. Логика, изложенная в «Органоне», рассматривалась и
как инструмент для достижения истины посредством правильного мышления, и как наука,
подготавливающая почву для различных других наук.
Согласно Аристотелю, истинное знание можно получить с помощью логического доказательства.
Рассматривая индуктивный метод, в котором от частного переходят к общему, Аристотель делал
вывод о несовершенстве такого метода, полагая, что дедуктивный метод, в котором частное
выводят из общего, обеспечивает более достоверное знание. Основополагающим инструментом
такого метода является силлогизм. Ниже приведен типичный пример силлогизма:
Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Поэтому Сократ смертен (заключение).
Аристотель считал, что главные открытия в геометрии уже сделаны. Пора переносить ее методы в
другие науки: физику и зоологию, ботанику и политику. Но самое важное орудие геометрии - это
логический метод рассуждений, который ведет к верным выводам из любых верных
предпосылок. Этот метод Аристотель изложил в книге «Органон»; сейчас ее называют началом
математической логики. Впрочем, для обоснования физической науки одной логики мало; нужны
эксперименты, измерения и расчеты вроде тех, которые проводил Анаксагор. Ставить опыты
Аристотель не любил. Он предпочитал угадывать истину интуитивно - и в итоге нередко
заблуждался, а поправить его было некому. Поэтому греческая физика состояла, в основном, из
гипотез: иногда гениальных, но порою грубо ошибочных. Доказанных теорем в этой науке не
было.
В средние века логика Аристотеля привлекала к себе большое внимание как инструмент
дедуктивного доказательства теологических и философских положений. Силлогизм Аристотеля
оставался в силе около двух тысяч лет, не претерпев за это время почти никаких изменений.
Бернандино Телезио (1509–1588), итальянский философ–натуралист, в своей основной работе «О
природе вещей согласно ее собственным началам» выдвинул тезис о выделении физики как
строго автономной области знания. Само название его труда говорит о том, что природа в себе
самой имеет принципы своего строения и объяснения этих принципов. Не отрицая наличия
трансцендентного Бога, души и прочих метафизических категорий, Телезио разграничивает
физику и метафизику. В отличие от физики Аристотеля, которая основывалась на метафизических
построениях, физика Телезио основывается на чувственном восприятии природы. Человек сам
является частью природы, и следовательно, имеет возможность познать природу через чувство.
Такое направление можно охарактеризовать как натуралистическую редукцию.
Используя натуралистическую редукцию для объяснения природной реальности, Телезио
конструирует свою физику. В ее основе находятся три начала – тепло, холод и телесная масса. Для
объяснения человека как мыслящей части природы Телезио вводит «дух, производный от
семени». Этот дух не является душой, о чем он специально говорит, так как метафизическая
бессмертная душа не имеет отношения к объяснению чувственной природы.
Телезио не отрицает разум как инструмент познания, так как только разум может сравнить
чувственные ощущения, воспринимаемые в различные моменты времени. Тем не менее чувства
вызывают у него больше доверия, нежели разум, так как воспринятое чувствами не нуждается в
дальнейших исследованиях. С точки зрения Телезио, даже математика основана на чувствах.
Рассматривая соотношение божественного и природного, Телезио считает Бога творцом природы
и ее законов, но отрицает необходимость обращения к Богу в физическом исследовании
Методология объяснения научных истин Аристотеля, Галилео Галилея.
Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию и по своему непосредственному
предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от
мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие от знания, предмет
искусства- производство вещей при помощи способности, определенной к действию. Поэтому
сфера искусства - практика и производство; сфера же знания - созерцание предмета
Показать больше