Фрагмент для ознакомления
2
В какой мере природа информации является материальной, а в какой мере идеальной? Как в этой связи можно интерпретировать мысль А.Л. Чижевского о том, что «жить – значит пропускать сквозь себя потоки космической энергии?» Исходя из этого, какой смысл мы должны вложить в понятие «цифровое общество»
Чтобы понимать природу информации и ее характер, необходимо прояснить само понятие «информации» Философский словарь определяет информацию как «результат отражения одного объекта в другом» Первоначально понятие информации практически отождествлялось с понятием знания, но с середины XX в. информация стала пониматься более обобщенно. Появляются новые математические теории информации, которые полностью абстрагируются от смысла информации.
Далеко не всегда можно провести четкую грань между материальным и идеальным и на наш взгляд информация это как раз такой случай. С одной стороны информация, безусловно, идеальна. Говоря обыденным языком, если письменную информацию мы можем потрогать (в виде книги, отчета и т.п.), то устную информацию потрогать невозможно. Но, тем не менее, она существует в нашей голове, мы можем ее использовать, передать другим людям. Некая информация может изменить наше мировоззрение, принципы, ценности и по большому счету всю нашу жизнь.
Более того, определенная информация может оказывать огромное влияние не только на конкретного человека, но на группу людей, целое поколение и т.п. В качестве примера можно привести такое художественное направление как романтизм. Произведения романтиков (стихи, литературные произведения), стали настолько популярны, что вызывали желание у всех молодых людей того времени подражать им. Романтизм стал чем-то большим чем стиль. Это был образ жизни, стиль поведения, мировоззрение эпохи и т.д.
Информация может привести к революции, изменить жизнь целой страны и т.д. В этом смысле ее идеальная природа очень значима. Например, литературное произведение «Капитал» Карла Маркса стала идеологией марксизма. Марксистское движение охватило множество стран, привело к революциям и новым режимам. Ярким примером является СССР, где идеология марксизма-ленинизма была господствующей более 70 лет.
Если рассматривать природу информации с философской точки зрения, то «В случае рассмотрения природы информации с идеалистических позиций информация выступает продуктом сознания, познавательным инструментом, абстрактной фикцией, искусственно созданной людьми» Так же в ряде философских направлений информация рассматривается как явление субъективное (например, экзистенционализм, неопозитивизм и др.)
Но с другой стороны в информации присутствует и много материального. Если это информация письменная. она всегда представлена в каком-то материальном облике: книги, свитки, документы и т.п. В этом случае информация является предметом материальной культуры, историческим источником. Рассматривая информацию в виде таких документов мы обращаем внимание на их материальные составляющие:
• На чем они написаны (бумага, глиняные таблички, папирус, пергамент и т.);
• Чем они написаны (заостренной палочкой, гусиным пером и т.п.);
• Имеется ли на этом документе печать и какая (есть даже специальная наука, изучающая печати – сфрагистика);
Наибольшее значение это имеет для историков, археологов. Так как, изучая материальные аспекты информации, они смогут познакомиться с материальной культурой того времени в целом.
В современном мире информация передается при помощи различных гаджетов: компьютеров, ноутбуков, телефонов, планшетов и т.п. В качестве носителей информации мы используем карты памяти, флэшки, жесткие диски. В этом случае, гаджеты имеют материальную природу: мы можем их потрогать, они осязаемы. А вот программное обеспечение, информация, которую они нам передают – она идеальна, духовна.
Очень часто на уровне обыденного сознания мы говорим о том, что наши мысли материальны. Чаще всего в этом случае имеется в виду, что положительные мысли они будут притягивать в нашу жизнь положительные события. Таким образом, положительно мыслящий человек будет счастлив на самом деле. И, наоборот, негативные, пессимистические мысли будут притягивать в нашу жизнь негативные события.
В последнее время весьма популярными становятся различные тренинги «Денежного мышления». Их авторы утверждают, что для того, чтобы стать богатым и успешным нужно в первую очередь перестроить свое мышление. И тогда в нашу жизнь придет высокий доход и иные положительные события.
Если рассматривать проблему природы информации с философской точки зрения, то во второй половине XX века философами-материалистами начинают предприниматься попытки обоснования материальной природы информации. Философы стали связывать отражение и информацию и превращать информацию в физический феномен. Наибольшую известность в данном русле получили атрибутивная и функциональная концепции.
Представители атрибутивной концепции (В.С. Готт, А.Д. Урсул, И.А. Акчурин, Б.В. Ахлибининский, Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, Д.А. Гущин и др.) рассматривают информацию как отраженное разнообразие, разнообразие отражения. Сторонники данной концепции понимают информацию как свойство всей материи, поскольку отражение является свойством всей материи, всех уровней ее развития.
Представители функциональной концепции (Д.И. Дубровский, В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов и др.) придерживаются несколько иного мнения. Для них общим является истолкование информации на базе процессов отражения в самоуправляемой,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Киселева Л.С., Семенова А.А. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы. // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2018. – №3(34). - С.157-169
2. Корягин В.В. Материальные и идеальные аспекты природы информации. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012.- №4(52). – т.1. – С.246-249
3. Макаров В.Л. Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей. // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18–20 мая 2017 г. – СПб.: СПбГУП, 2017. – С.121-123
4. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А. Г. Гачевой. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 365 с.
5. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 14–17 февраля 2018, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – 452 с.