Фрагмент для ознакомления
2
Руки и их стилистика в балете «Шахерезада» в постановке М. Фокина.
Арабов можно назвать довольно эмоциональным народом, поэтому трудно себе представить, чтобы в танце отсутствовали жесты, выражающие эти эмоции. К тому же в фольклорных направлениях жесты — это такая же основная часть, как движения, общая хореография и костюм.
Однако у этой ситуации есть и другая, оборотная сторона. Для нас, русских танцовщиц, эти жесты не являются родными, поэтому у нас нет чувства меры и своевременности их применения, в результате танец у некоторых танцовщиц начинает превращаться в сурдоперевод, что неправильно.
Именно о правилах и о жестах пойдет подробное описание, о их значении и технике их исполнения.
Стоит отметить, что, не владея умениями движения рук, у вас, в принципе, не получится исполнять классические восточные танцы, поэтому процесс обучения им целесообразнее начинать именно с их изучения, а уже потом, постепенно переходить к изучению движений самого тела.
Надеюсь, что выражу общее мнение о том, что руки для танцора – это как крылья для птицы. Именно движения руками задают границы танца. Ведь именно они призваны выражать те эмоции, которые в него заложены, так сказать всю его палитру, от печали до радости, от удивления до гнева, от любви до ненависти.
Технику исполнения и возможные варианты значений движений руками мы будем разбирать на примере балета «Шахерезада» в постановке
М. Фокина.
В современных школах обучения восточному танцу есть целый комплекс упражнений для рук. Их основа – это движения многих восточных национальных танцев. Все упражнения подразделяются на движения для локтя, плеч, кисти и всей руки.
Использовать жесты лучше всего, при знании того, как и где их употреблять.
При появлении героини рассказа на сцене руки ее разведены в стороны, ладонями к верху, заходят за линию тела, корпус выставлен вперед, что свидетельствует о том, что девушка открыта к новым приключениям и смело идет вперед, на встречу к ним.
Плавные, манящие движения снизу - вверх, попеременно то одной рукой, то другой, со сгибом в локтях и открытыми ладонями, обращенными навстречу действию – означают призыв, таким образом заманивая в свои сети своего спутника.
Кульминация момента, руки, скрещенные над головой, ладонями друг к другу, вытянутые так, чтобы продолжить само тело, как бы говорят зрителю – посмотрите, вот она я, перед Вами.
При появлении на сцене героя, Шахерезада держит руки на талии, как бы подбоченившись, что свидетельствует о том, что она оценивает новый, появившийся персонаж, при этом она описывает круги вокруг своей оси чуть в стороне от него, руки максимально описывают контур тела, увеличивая пространство вокруг нее, как бы уходя с линий движения парня, чтобы не попасть по его натиск.
Увидев, что герой упал, девушка разворачивается на встречу к нему, руки опять же при этом располагаются чуть позади тела, разведены в стороны, вытянуты, ладонями наружу, что говорит о ее открытости и готовности прийти на помощь.
Героиня, как и в начале произведения осуществляет призывные жесты руками, обратив ладони к молодому человеку, раскрыв их и плавно, попеременно осуществляя движение, снизу - вверх, призывает парня встать после падения, как бы поддерживая его.
Увидев, что герой поднялся девушка поднимает руки вверх, над головой, скрещивая их ладонями навстречу друг другу, подчеркивая свою грациозность
Показать больше