Фрагмент для ознакомления
2
На данный момент образование находится под давлением информационного общества, требующего от детей усвоения все большего объема знаний, поэтому уделяется большое внимание структурированию учебной деятельности, но при этом вопрос интеграции в быстроизменяющуюся образовательную среду детей с особыми потребностями остается открытым.
Безусловно, современное образование, ориентированное на инклюзию, в теории подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Тем не менее, на практике этот посыл не всегда выполним, основной причиной является как раз включение детей с какими-либо расстройствами в образовательную среду здоровых – зачастую педагог оказывается методически не подготовлен к качественной работе с таким ребенком.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды [1, 200].
Это свидетельствует о масштабности проблемы обучения ребенка с особенностями, о том, что ее нельзя решить точечно и в индивидуальном порядке, и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции этих детей.
Заболевания группы РАС являются особенной нишей даже среди других отклонений развития – они сложны в выявлении, сходны с некоторыми другими расстройствами, и не накоплен еще обширный педагогический материал по работе с такими детьми, а зарубежные методики не всегда применимы в нашей образовательной среде.
Основной целью работы с ребенком, имеющим РАС, является создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, раскрытия его способностей и индивидуальности, а так же интеграция его в общество сверстников.
Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, результат которой во многом зависит от тех внешних условий, которые создают для этого взрослые.
Как изменилась эта социализация в современном обществе, которое считается информационным? Во-первых, даже вне учебного процесса дети испытывают информационную перегрузку, с которой не всегда легко справиться и здоровому ребенку. Происходит огромная конкуренция информационных ресурсов за внимание ребенка, которое не безгранично.
Во-вторых, информационные технологии активно приходят в школьное обучение. Естественно, они позиционируются как средство, позволяющее ребенку с особенностями и ограничениями здоровья преодолеть барьеры и учиться комфортнее. Но если, например, в случае обучения ребенка с ограниченной подвижностью мы можем говорить об удобстве технологии удаленного обучения, то рассматривая обучение ребенка с РАС необходимо понимать, что технологии могут быть не только благом, но и дополнительной познавательной нагрузкой – они требуют усилия по освоению, они отвлекают от процесса социализации, который и без того затруднен.
Обобщая, можно сказать, что задача организ
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айсина Р.М., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований // Образование и наука, № 10, 2019, с. 189-210.
2. Информационно-коммуникационные технологии для детей с особыми потребностями / сост. Гаманович В.Э. – Минск: МГИРО, 2014. – 122 с.