Фрагмент для ознакомления
2
Становление и развитие рынка пассажирских железнодорожных перевозок в России
Железные дороги как один из наиболее надежных и стабильно функционирующих видов
транспорта в современных условиях принципиально необходимы любому государству, в
особенности России, с учетом пространственно-географических и природно-климатических
особенностей присущих территории России.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях продолжающихся кризисных
явлений в социально-экономической сфере акцент на развитие транспортной инфраструктуры, в
т.ч. железнодорожного транспорта, выглядит особенно значимым. Развитие пассажирских
железнодорожных перевозок позволит не только минимизировать негативные последствия
экономической нестабильности, которая обусловлена в том числе колебаниями мировых цен на
углеводороды, неустойчивостью курса национальной валюты, определенными трудностями
перехода к диверсифицированному национальному хозяйству и импортозамещению и т.д., но и
создать основу для нового, посткризисного этапа социально-экономического развития страны.
Цель исследования – рассмотреть становление и развитие пассажирских железнодорожных
перевозок в России.
Проблемам становления и функционирования железнодорожного транспорта посвящены труды
Л.О. Аникеевой-Науменко, С.М. Бабан, А.А. Балябкина, В.В. Буровцева, Н.Е. Вавилова, А.В.
Гайдамакина, В.В. Глущенко, Ю.А. Голиковой, А.В. Гринченко, М.А. Египко, В.В. Захаровой, А.Ф.
Иваненко, В.Ю. Климова, В.А. Козырева, Б.М. Лапидус, М.В. Маршковой, Д.А. Мачерет, П.П.
Мельникова, А.С. Мишарина, М.О. Назарова, Е.Н. Неверовой, А.В. Орлова, Е.А. Панкратовой, С.В.
Рачек, С.Е. Рудневой, А.Г. Сафронова, С.А. Тришиной, В.Н. Филиной, Я.В. Хоменко, В.А. Чепец и
других.
Транспортная отрасль имеет важное значение для экономики: качество транспортной
инфраструктуры является одним из ключевых факторов ее конкурентоспособности, а рост
мобильности населения – один из важнейших показателей развития общества.
Железнодорожный транспорт является частью единой транспортной системы страны.
Основные черты железнодорожной отрасли:
железнодорожный транспорт производит торгуемые услуги, которые обеспечивают
международные перевозки людей и грузопотоки;
железнодорожный транспорт производит неторгуемые услуги по перемещению людей и грузов,
что влияет на связность регионов;
железнодорожный транспорт регионов является одним из наиболее стабильных работодателей в
регионах, чем поддерживает их социально-экономическую устойчивость;
железнодорожный транспорт относится к высокотехнологичным отраслям экономики,
поддерживающим и стимулирующим научно-технический прогресс (НТП) экономики в целом;
3
развитие железнодорожного транспорта создает мультипликационный технологический и
экономический эффект в национальной и региональной экономике [9, с. 67].
Железнодорожному транспорту отведена особая миссия, и не только в освоении территорий
России, перемещении грузов и населения, но и в обеспечении обороноспособности государства.
Основной задачей железнодорожного транспорта является осуществление требуемых грузовых и
пассажирских перевозок, объем которых зависит от ряда важных факторов: цены билетов для
пассажирских перевозок, соблюдения сроков доставки, качества сервисного обслживания и др.
Рост доходов железнодорожного транспорта обеспечен двумя путями: за счет роста тарифов и
цен на билеты или увеличения объема перевозок при меньших тарифах и ценах билетов.
Конечно, увеличение цены билетов – это более легкое и менее трудоемкое решение, однако в
этом случае объем перевозок сокращается, следовательно, конкурентоспособность
железнодорожных перевозок снижается. Как
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева-Науменко Л.О. Управление спросом на железнодорожные перевозки и
проблемы рыночного равновесия: монография. – М.: Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте, 2015. – 321 c.
2. Бабан С.М. Стратегическое управление на железнодорожном транспорте: учебное
пособие. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте,
2013. – 344 c.
3. Балябкин А.А., Назаров М.О. Роль железнодорожного транспорта в достижении
экономического роста российской экономики // Экономика. Право. Менеджмент: современные
проблемы и тенденции развития. – 2016. – № 10. – С. 4.
4. Буровцев В.В. Государственное регулирование железнодорожного транспорта в период
реформирования: учебное пособие. – М.: Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте, 2012. – 288 c.
4
5. Гайдамакин А.В. История железнодорожного транспорта: учебное пособие. – М.: Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. – 312 c.
6. Голикова Ю.А. Организация и планирование перевозок грузов железнодорожным
транспортом в современной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных
технологий. – 2017. – № 2. – С. 8-16.
7. Гринченко А.В., Маршкова М.В. Определение социально-экономической эффективности
использования пассажирского транспорта // T-comm: телекоммуникации и транспорт. – 2017. – Т.
11. – № 2. – С. 37-40.
8. Египко М.А. Анализ развития транспортной системы Российской Федерации //
Транспортное дело России. – 2017. – № 3. – С. 73-75.
9. Захарова В.В. Из истории становления железнодорожного транспорта в России //
Транспортное право и безопасность. – 2016. – № 8. – С. 66-72.
10. Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте:
учебное пособие. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014. – 596 c.
11. Климов В.Ю., Руднева С.Е. Роль железнодорожного транспорта на современном этапе //
История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2016. – № 1. – С. 83-87.