Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные исследования демонстрируют эмпирический, действенный характер темы психологического влияния на человека. В общих чертах психологическое воздействие (влияние) представляет собой трансформацию психологического состояния человека, его мыслей, чувств и действий, его смыслов, установок, целей, оценок и др под действием другого человека или группы людей. При этом воздействие реализуется при помощи исключительно средств психологического характера с предоставлением прав человеку и времени отвечать на данное влияние .
1 Основные способы управленческого воздействия. Внушение и заражение
К основным механизмам влияния на массы и личность относят внушение, заражение, убеждение и подражание. В таблице 1 мы представили содержание каждого из этих механизмов.
Таблица 1 - Содержание механизмов влияния
Вид механизма Содержание механизма
Убеждение Рациональное влияние
Внушение Иррациональное влияние
Подражание Воспроизведение поведения
Заражение Эмоциональное вовлечение
Внушение – это целенаправленное, не обоснованное воздействие на личность или группу, которое приводит к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, конкретного состояния, чувства, отношения. Может изменяться поведение человека. Основная цель, которая преследует при внушении – навязывание человеку готовых оценок, выводов и суждений, поведенческих способов. Внушение может оказывать влияние не только на одного человека, но на массу людей. Объектом внушения может быть отдельный человек, группы, слои общества. Разделяют прямое и косвенное внушение . Прямое внушение представляет собой воздействие, когда человек сообщает другому конкретные идеи, которые должны быть оперативно приняты и реализованы. Например, это внушение родителей, учителя . В случае с косвенным внушением цель достигается обходными методами. Ярким примером косвенного внушения является реклама, где чаще всего применяются приемы, склоняющие к принятию решения человеком без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама предлагает товар с представлением об удовольствии, красоте, здоровье и жизнерадостности. При внушении реализуется передача информации, которая основана на том, что ее не будут воспринимать критически. Уровень внушаемости у людей различен и определяется множеством факторов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на степень внушаемости человека
Итак, основное условие эффективного внушения – авторитет внушающего доверие, уважение к нему. Степень внушаемости определяется спецификой самой личности, которая является объектом воздействия. Результат внушающего воздействия – это вера, которая не требует аргументаций и подтверждений, она выполняет функцию мотивации и является побуждающим условием в деятельности .
Заражение представляет собой способ влияния, которые определенным способом объединяет массы людей. Связывается это с формированием таких явлений, как религиозные экстазы, психозы. Рассматриваемый феномен был известен еще в древности, на самых ранних ступенях истории человека и характеризовался многообразными проявлениями: массовыми вспышками разных душевных потрясений, которые создаются во время спортивного азарта, в панике, в ритуальных танцах. Заражение – это бессознательная невольная подверженность человека конкретным состояниям психики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
2) Антонян Ю.М. Верещагин В.А., Потапов С.А., Шостакович Б.В. Серийные сексуальные убийства. - М. 1997.
3) Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
4) Денисова, Ю.В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2017. - 172 c.
5) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017
6) Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 316 c.
7) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
8) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б.,Зинченко В.. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016.
9) Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. – М., 1997.
10) Петелин Б.Я. Психология правонарушения. – М., 1974
11) Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. – М., 1998.
12) Суздалевич, А. А. Что побуждает маньяка убивать. Психологический портрет серийного насильника-убийцы / А. А. Суздалевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40324/ (дата обращения: 22.05.2020).