Фрагмент для ознакомления
2
За всю историю существования управления многие зарубежные страны накопили значительную
информацию в теории и практике управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и
других областях с учетом их специфических характеристик. Это требует изучения опыта и его
использования. В то же время мировой опыт формирования моделей управления свидетельствует
о том, что механический перенос моделей управления из одной социокультурной среды в другую
практически невозможен. При создании собственной модели управления необходимо учитывать
влияние таких факторов, как тип собственности, форма правления и зрелость преобладающих
рыночных отношений.
Общая теория управления, подходящая для всех времен и народов, не существует. Существуют
только общие принципы управления, которые заложены в японской, американской и
европейской моделях управления, но со своими уникальными характеристиками, поскольку они
учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии,
менталитета и т. д.
Во всем многообразии теорий и явлений жизненной практики американский менеджмент был и
остается самой могущественной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент
позволил США занять лидирующие позиции среди стран западного мира и Японии. Кроме того,
следует иметь в виду, что именно в Соединенных Штатах впервые сформировались наука и
практика управления. Его ведущее значение в современном мире неоспоримо, и влияние на
развитие теории и практики самое большое. Тем не менее, нет необходимости слепо следовать
выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но, безусловно, необходимо
знать их идеи. Это объясняет актуальность этой работы.
Вклад американского типа менеджмента в развитие и становление науки и практики
менеджмента невозможно недооценить. Сам по себе термин «менеджмент» впервые зародился
именно в США. Именно американские компании, существующие и сегодня до сих пор задают
основной темп развития менеджмента в целом, и являются наглядным примером успешного
развития и управления организации, такие как: Ford Motors, General Electric, Wallmart и другие.
Руководство множества зарубежных и отечественных компаний неоднократно обращалось и
обращается к практике американского менеджмента, в целях применения на своих предприятиях
черт американского типа управления. Во многом это обусловлено непревзойденным успехом
американских компаний, большинство которых настолько широко осуществляют свою
деятельность, что оборот многих компаний сопоставим с ВВП некоторых стран [12, с.403], но
также особенностями американской культуры, которая имеет много общих черт как с
европейской, так и с российской культурой. В данной связи, интересно применение черт
американского менеджмента на российских предприятиях.
2
Появление менеджмента как науки в Соединенных Штатах началось в двадцатом веке, и тот факт,
что страна была демократической, а также тяжелый труд и стремление к образованию населения,
сыграли в этом большую роль. Государство было очень либеральным. Так началось
формирование менеджмента, как науки. Несомненно, основателем управления является
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) [2, с. 87].
Изучение американской модели управления представляет большой интерес. Это связано с тем,
что именно в США впервые сформировалась наука и практика управления. Кроме того,
американская модель широко использовалась в корпорациях Великобритании, Австралии, Новой
Зеландии, Канады и многих других стран мира.
Следует сразу отметить, что современный американский тип управления характеризуется жесткой
организацией управления. Для него наиболее характерным является стремление формализовать
управленческие отношения. Также для американского менеджмента характерна идея личной
ответственности работника. Эффективность конкретного лидера определяется исходя из того,
смог ли он лично достичь поставленных перед ним целей.
В американской школе менеджмента общепризнанно, что успех компании зависит, прежде всего,
от внутренних факторов. В связи с этим особое внимание уделяется рациональной организации
производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию
ресурсов. В этом случае внешние факторы уходят на второй план. Рационализация производства
выражается в высокой степени специализации отдельных сотрудников и структурных
подразделений компании и строгом разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки
работников, повысить уровень профессиональных навыков на каждом специализированном
рабочем месте и отделить от производственных задач те, которые не требуют
квалифицированной рабочей силы и могут выполняться неквалифицированными
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / [И. И. Мазур и др.]. – Москва: Елима,
2017. – 776 с.
2. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная
школа, 2016. – 635 с.
3. Джолохава М.М. Американская модель управления и ее влияние на развитие теории и
практики менеджмента // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 16.
4. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. международные компании: масштабы, структура и
тенденции развития// Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2018. Том 8. №10А. С. 400-412.
5. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс,
2016. – 452 с.
3
6. Кочетков, В.В. Социокультурные основы международных отношений / В.В. Кочетков. - М. :
Академический проект, 2014. - 464 с.
7. Обзор зарубежных моделей менеджмента / Бойков С.Р., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. // В
сборнике: Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса Сборник научных трудов
кафедры Коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина. Под
редакцией В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. Москва, 2020. С. 6-12.
8. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности
«Менеджмент организации» / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и К, 2017. – 553 с.
9. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим
специальностям / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под редакцией И. В. Бородушко и В. В. Лукашевича. –
Москва: ЮНИТИ– ДАНА, 2017. – 270 с.
10. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие /Хижняк А.В.- М.: НИЦ ИНФРА-М,
2015. - 320 с.
11. Сравнительный менеджмент: учебное пособие / Досова А.Г., Федотова О.В. -
Волгоград:Волгоградский ГАУ, 2015. - 120 с.
12. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Хохлова Т.П. -
М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с.
13. Теория менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ
ИНФРА-М, 2014. - 352 с.