Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эволюция экономических отношений привела к неидентичности интересов бизнеса и государства. Это связано с отсутствием ориентации отдельных хозяйствующих субъектов на
общественную эффективность. В данное ситуации участие государства в процессе производства становится неизбежным и колеблется от полного огосударствления до государственного регулирования. Таким образом, с точки зрения государства, предприниматель
призван обеспечить реализацию интересов и целей общества – полную занятость и экономический рост. В области пересечения интересов бизнеса и государства, а также при активном взаимодействии данных субъектов, может осуществляться эффективное государственное регулирование предпринимательства.
Направления государственного регулирования предпринимательства определяются целью, сформулированной в рамках социально-экономической стратегии развития государства, итог которой состоит в обеспечении устойчивого экономического роста.
В России интерес государства к теме повышения социальной ответственности бизнеса и
развитию социального предпринимательства и на региональном и на федеральном уровне
отмечается уже несколько лет. И здесь следует отметить, что, прежде всего, под субъектами социального предпринимательства рассматриваются новаторские, самоокупаемые и
устойчивые, зачастую находящиеся на стыке благотворительности и бизнеса, «социально
ответственные субъекты малого предпринимательства», деятельность которых направлена
на смягчение и решение социальных проблем. И если от благотворительности оно берет
социальную направленность, то от бизнеса - предпринимательский подход к его реализации . Важно и то, что в основе социального предпринимательства заложено стремление
сформировать общество с равными возможностями реализации каждой отдельной личности.
И, конечно же, социальное предпринимательство рассматривается как одно из направлений повышения гражданской активности населения страны, как средство решения накопившихся социальных проблем. Именно поэтому его развитию сейчас и уделяется столь
пристальное внимание и данная тема является актуальной.
Целью данной работы выступает исследование российского и зарубежного опыта государственного регулирования и стимулирования развития малого бизнеса в социальной
сфере.
В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить ряд задач, таких как:
2
- рассмотреть особенности государственного регулирования предпринимательства;
- охарактеризовать государственные меры поддержки малого бизнеса в социальной сфере.
Объектом исследования является социальная сфера, предметом – особенности государственного регулирования и стимулирования развития малого бизнеса в данной сфере.
1 Особенности государственного регулирования предпринимательства
Государственная деятельность по обеспечению регулирования состояния сферы бизнеса в
рамках общественной системы в себя включает следующие элементы :
–всесторонний и объективный мониторинг риска экономики и общества с целью выявления и прогнозирования внешних и внутренних тенденций развития сфер предпринимательства, жизненно важных для страны;
– разработка комплекса долговременных и оперативных мер по предупреждению и
нейтрализации негативных тенденций в развитии предпринимательства;
– организация работы по реализации мер в сфере корректировки взаимодействия государства с бизнесом.
Задачи государственного регулирования предпринимательства разделить можно на следующие группы:
- выравнивание экономического цикла;
- охрана окружающей среды;
- обеспечение нормального уровня занятости населения;
- поддержка и развитие малого предпринимательства;
- защита здоровья и жизни граждан;
- поддержка конкуренции на рынке;
- специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть позитивными и негативными. Начнем с характеристики негативных:
1. Негативные условия - это условия проявления негативных тенденций в разных сферах
экономики, оказывающие негативное влияние на предпринимательскую деятельность. К
примеру, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и
ухудшения состояния окружающей среды, безработица, инфляция, инвестиционный крах,
дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства и т. д.
.
.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алесковский В.В., Маковеева К.В. Взаимодействие государства и предпринимательства: форма и содержание // Альманах современной науки и образования. Тамбов. -
2014. - № 7. - С. 13-15.
2. Баранова Ю. А. Социальная ответственность бизнеса: теоретический аспект / Ю. А.
Баранова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -
2012. - № 4. - С. 225-228.
3. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита,
2011. – 441 с.
4. Григорян Е. С. Бизнес как субъект социальной ответственности / Е. С. Григорян //
Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 50-54.
5. Козаков Е. М. Социальная ответственность власти и бизнеса как базовое научнопрактическое положение региональных исследований / Е. М. Козаков // Экономика региона. - 2012. - № 1. - С. 11-20.
3
6. Копылова Г. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор взаимодействия бизнеса и общества / Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 6. - С. 14-20.
7. Крамарова Е. Н. Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства / Е. Н. Крамарова // Государственное и муниципальное
управление: ученые записки СКАГС. - 2012. - № 1. - С. 189-195.
8. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова.
– М.: КНОРУС, 2015. – 544 с.
9. Лещенко О. К вопросу о корпоративной социальной ответственности / О. Лещенко
// Человек и труд. - 2012. - № 12. - С. 53-56.
10. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.
Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.
11. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. — Ростовна-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
12. Соловьева О.А. Особенности государственного регулирования предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2011. — № 11-2 (196). — с. 24-28.
13. Шаповаленко В. Г. Корпоративная социальная ответственность как конкурентное
преимущество бизнеса / В. Г. Шаповаленко // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 4. - С. 139-146.