Фрагмент для ознакомления
1
-СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Человек в древнеиндийской и древнекитайской философии 4
2 Человек в конфуцианстве 5
3 Представление о человеке в античной философии, Средневековье. Человек и гуманизм. Антропологизм 6
4 Экзистенциальное понимание человека 8
5 Современное понимание человека в философии 9
Заключение 10
Фрагмент для ознакомления
2
Человек в древнеиндийской и древнекитайской философии
Ведическая литература (Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады) рассказывает о космоцентристской концепции устройства мира. Основная идея – единство микро и макрокосма. Согласно идее тождества атмана и Брахмана, человек – атман, который тождественен Брахману. В древнеиндийских источниках человеческое существование выражено в понятиях:
1) «рита»;
2) «карма»;
3) «самсара»;
4) «мокша»;
5) «дхарма».
Мир устроен разумно и имеет нравственную базу (законы «рита» и «карма»). Человек свободен освободиться (мокша) от своих пагубных поступков, которые приводят к негативным результатам. Человек, согласно древнеиндийской философии, способен и должен нравственно относиться к миру, совершенствуя себя, достигая свободы в плане духовности (дхарма). Дхарма – это ответственность человека к космосу, природу, обществу, самому себе. Итак, древнеиндийская философия базируется на идее самосовершенствования индивида и ответственности его к миру .
Древнекитайская точка зрения на человека
Тема человека в древнекитайской философии формируется вместе с философией на каждом уровне развития древнекитайского общества как тема развития отношений человека к человеку и человека к природе. Древнекитайская философия ищет пути гармоничных отношений между человеком и природой. Социум и природа представляются как единый дом и космос, которые должны жить по определенным гармоничным законам справедливости и долга, уважения и любви и пр. Идеал общественного субъекта – это человек природного «естества» Цзы жань.
2 Человек в конфуцианстве
Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аблеев С. Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2) Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
3) Гриненко Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.
4) Ивин А. А. Основы философии / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 478 с.
5) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2016.
6) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.15 – 20.
7) Фокина Н. И. Современная западная философия. – М., 2009. 180-198