Фрагмент для ознакомления
2
Периодизация науки: классический этап
В истории науки существует несколько типологий, наиболее разработанной является
типология, выделяющая классическая, неклассическая и постнеклассическая научность.
Данная классификация предложена B.C. Степиным и отражает динамику науки в
культуре, изменение оснований научного знания.
Три крупных этапа исторического развития науки, каждый из которых знаменует
масштабная научная революция, можно обозначить как три исторических типа научной
рациональности. Рассматриваемый в рамках данной работы этап характеризует
классическая рациональность, соответствующая в классической науке двум состояниям —
додисциплинарном и дисциплинарно организованном.
Классической науке соответствует период XVIII-XIX вв. В это время образуется
множество различных самостоятель¬ных научных дисциплин, в которых накапливается и
система¬тизируется огромный фактический материал. Строятся фун¬даментальные
теории в математике, в различных областях естествознания и гуманитарных наук,
начинает распространяться экспериментальный метод, возникают технические науки,
играющие заметную роль в материальном производстве. Также возраста¬ет социальная
значимость науки, и ее развитие становится важным фактором общественного прогресса.
Классический этап науки начался с первых двух глобальных революций в развитии
научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по
сравнению с античностью и средневековьем понимание мира.
Важнейшим фактором, определившим становление классической науки, явились
экспериментальный метод и формирование новой рациональности, понимаемой как
измерение.
Развитие науки классического периода началось с того, что вместо попыток получить
немедленно ответы на глобальные вопросы начали интересоваться простыми, на первый
взгляд, незначительными фактами. Но эти факты устанавливались строго, точно,
количественно и могли быть получены многократно.
Создателями научного метода были Н. Коперник, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т.
Гоббс, И. Кеплер. Именно благодаря их деятельности естествознание освобождалось от
теологии. Им предстояло сформировать новый здравый смысл, основание которого есть
доверие не столько чувственному зрению, сколько разуму.
Классический этап науки в истории и философии науки имеет особое значение. Ее
принципы считались абсолютно верными практически двести лет,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, Н. В. Прогресс и традиции в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
2. Владимиров, Ю. В. Метафизика. – М.: БИНОМ, 2002. – 550 с.
3. Вундт, В. Введение в философию. – М.: «ЧеРо», «Добросвет», 2001. – 256 c.
4. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.:. URSS,
2008, - 376 с.
5. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.): Формирование научных
программ нового времени. М., 1987. – 447 c.
2
6. Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В.
Горбачев, В. М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2006. – 446 с.
7. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. Г. Горохов.
– М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.
8. Ильин, В. В. Философия. Т.I. / В. В. Ильин. – Ростов н/Д, Феникс. – 2006. – 832 с.
9. История и философия науки (Философия науки) : учебное посо-бие / Е. Ю. Бельская, Н.
П. Волкова и др.; Под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. – М.: Альфа-М, 2007. – 335 c.
10. История и философия науки : учебное пособие для аспирантов / Под ред. А. С.
Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 c.
11. Кохановский, В. П. Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В. П.
Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 603 c.
12. Микешина, Л. А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.
13. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб-ник. – М.: Альфа-М;
ИНФРА-М, 2003. – 622 с.
14. Никитин, А. А. История и философия науки. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 335 с.
15. Никифоров, А.Л. Философия и история науки. – М.: Идея-Пресс, 2008. – 176 с.
16. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
17. Степин, В. С. История и философия науки. – Москва: Академический проект, 2011. –
423 с.
18. Философия науки и техники. Конспект лекций для адъюнктов и аспирантов. / Под
общ. ред. В. С. Артамонова. – М.: Высшее образо-вание, 2008. – 192 c.
19. Хокинг, С., Млодинов Л. Кратчайшая история времени. – М.: Амфора, 2007. – 180 с.
20. Черникова И. В. Философия и история науки: учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ,
2001. – 388 c.
21. Шипунова, О. Д. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / О. Д.
Шипунова. – М.: Гардарики, 2006. – 375 с.