Фрагмент для ознакомления
2
Введение
До 1959 года в Тибете существовала своеобразная система правления,
имевшая название «единство религии и политики». В ней буддийская сангха
в лице верховного правителя Далай-ламы и его правительства играла
главенствующую роль. Понимание Тибета как государства религиозного
являлось основной сутью тибетской национальной идентичности. Религия
была средоточием всей духовной жизни тибетского народа, так как вся
тибетская культура, ее философия, искусство, архитектура, медицина,
астрология, литература, сугубо религиозные в своей основе, были
сконцентрированы и развивались вокруг нее.
После тибетского восстания и бегства XIV Далай-ламы и его
окружения в Индию в 1959 году система «единства религии и политики»
перестала существовать, религия была отделена от государства, буддийская
сангха Тибета полностью утратила свои центральные позиции в политике и
экономике. Через четыре года после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в
Тибете и в стране в целом начались полномасштабные реформы.
Либерализация экономики и социальной сферы вкупе с огромными
инвестициями в регион вызвали быстрый рост доходов населения,
восстановление монастырей, возрождение культуры.
В связи с попытками внерегиональных сил использовать
внутренние проблемы Китая для ослабления его экономической мощи,
территориального и национального единства, особую актуальность
приобретает проблема этнического сепаратизма в Китае. Одним из
конфликтов, нарушающих мирную обстановку в АТР, является тибетский.
Целью данной работы является рассмотрение регионалистского
конфликта Китая и Тибета.
1 Парадигмы решения «тибетского вопроса»
Тибет занимает в Китайской Народной Республике и в мире особое
место. Одним из доказательств его уникальности является существование так
называемого «тибетского вопроса»1
И вопрос этот существует в нескольких парадигмах, в зависимости от
чего его трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской
парадигме тибетский вопрос считается проблемой статуса Далай-ламы, в
тибетской — проблемой политического и исторического статуса Тибета2
Можно также говорить о других парадигмах — с точки зрения
проблемы прав человека, или «экзотической страны мистической
духовности» (Шангрила), или, наоборот, страны, где распространены
«деградированные» формы буддизма. В основе же главных парадигм ти
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Болдонов А., Башинова Т., Тармахонов Е. Сепаратизм // Краткий
словарь глоссарий по политологии. Электронный ресурс. – URL:
http://politike.ru/dictionary/437/word/separatizm (дата обращения 12.06.2020)
2) Гарри И. Буддизм и политика в Тибетском районе КНР (II половина
XX–XXI вв.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009
3) Калишевский М. Пекин закрывает Тибет «изнутри», окончательно
загоняя проблему в тупик. URL: http://www.fergananews.com/articles/7613
(дата обращения: 12.06.2020).
1 См. Гарри И. Буддизм и политика в Тибетском районе КНР (II половина XX–XXI вв.). Улан-Удэ: Изд-во
БНЦ СО РАН, 2009
2 См. Кузьмин С. Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право // Eurasia: statum et
legem (Евразия: государство и право). 2015.№ 1(4). С. 148–157
4) Кузьмин С. Л. Тибетское государство: исторические факты и
международное право // Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и
право). 2015.№ 1(4). С. 148–157
5) Goldstein, M.G. The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the
Dalai Lama. Berkeley: University of California Press, 1997
6) Smith, W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino‑
Tibetan Relations, 1996.