Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевая деятельность представляет собой один из видов человеческой деятельности, понимаемый как «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщения» . То есть, речевая деятельность – это восприятие речи способами языкам для обмена информацией.
В любом общении есть, как минимум, два участника, поэтому наблюдается или инициация информации, или ее прием. Если в процессе речевой деятельности информация инициируется и выдается другому участнику, то такой вид речевой деятельности является продуктивным. В случае, если речевая деятельность направлена на восприятие и следующую переработку информации, то ее характер – рецептивный.
Таким образом, основные виды речевой деятельности дифференцируются на продуктивные и рецептивные. К первым относятся говорение и письменная речь, к рецептивным – аудирование и чтение.
Целью данной работы является рассмотрение чтения как вида речевой деятельности.
Задачи:
- рассмотреть виды речевой деятельности;
- описать чтение как вид речевой деятельности и аспект обучения;
- изучить качества чтения в современных методиках чтения.
1 Виды речевой деятельности
Говорение и письмо являются важным в процессе коммуникации. Цель их состоит в инициации речи, так как они относятся к продуктивным видам речевой деятельности. Сходство их состоит в том, что они являются способом информационной передачи.
Говорение воплощается в звуках и инициируется аппаратом речи, то есть это такой вид речевой деятельности, когда происходит установление устного контакта.
Письмо является графической и орфографической языковой системой для записи отдельных слов, их сочетаний, предложений для создания навыков фиксировать устную и письменную речь, для реализации письменного способа формирования мыслей и чувств в соответствии с обучающей ситуацией.
Аудирование и чтение представляет собой такой вид деятельности в речи, который направлен на восприятие, прием информации и последующую ее переработку, поэтому данные виды речевой деятельности относятся к рецептивным видам.
Аудирование, то есть восприятие речи, которая звучит, представляет собой творческий и активный процесс. Тот, кто слушает, воспринимает и понимает уже созданные мысли. Данный процесс связывается со сложной мыслительной деятельностью напряженной работы памяти. Для чтения, то есть восприятия готового графически записанного текста, специфичны механизмы внутреннего проговаривания и вероятностного прогнозирования. Поэтому чтение также характеризуется активностью процесса мысли.
2 Чтение как вид речевой деятельности и аспект обучения. Уровни речевой деятельности и чтение
Чтение представляет собой один из четырех видов речевой деятельности, являющийся важной составляющей при изучении русского языка .
Чтение представляет собой письменный репродуктивный вид деятельности в речи, в итоге которой получается нужная информация, эмоции, узнается позиция автора.
Изучением чтения как вида речевой деятельности занимались многие методисты, психологи и другие деятели общественности.
З. И. Клычникова описывает чтение как восприятие и активную переработку информации, которая графически закодирована по системе того или иного языка, как один из процессов речевого общения.
С. Ф. Шатилов определяет чтение как рецептивный вид деятельности, способ языковой коммуникации, процесс извлечения информации из текста письма. То есть здесь в приоритете аспект информации с целью ее извлечения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет - М. 1999
2) Гойхман О.Я Речевая коммуникация: Учебник- 2-е изд. Перераб.и доп. ИНФРА-Москва; 2008 г.
3) Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению. – М.: Просвещение, 1973. – 223 с.
4) Леонтьев А. Н. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюсминус. 1999. № 10. С.9-13.
5) Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: 2000.
6) Пассов Е. И. Обучение чтению: Учебное пособие. – Воронеж: Интерлингва, 2002.
7) Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М.: Высшая школа, 1987.