Фрагмент для ознакомления
2
Наверное, каждый человек в своей жизни, хотя бы раз задумывался над вопросом: «Почему хорошие люди делают плохие вещи?». Именно данный вопрос люди многих поколений задают себе и ищут ответ, и новые исследования раскрывают идею о том, когда люди становятся жертвами противостояния этических соблазнов.
В фильме «Опыты над поведением человека» были применены съемки скрытой камерой. Это были реальные эксперименты, проведенные Милгрэмом. Фильм составлен по продуманному сценарию с вступлением и послесловием психологов.
Фактически Милгрэм принялся проверять гипотезу, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов безвинных людей в концентрационных лагерях. После того, как были настроена организация экспериментов в Соединённых Штатах, Милгрэм намеревался отправиться с ними в Германию, обитатели которой, как он считал, очень расположены к подчинению.
Но после первого, проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало совершенно понятно, что в поездке в Германию нет нужды и возможно заниматься научными изысканиями рядом с домом. Милгрэм сам говорил о том, что нашел очень много повиновения и не видит необходимости проводить данный опыт в Германии.
Позже эксперимент Милгрэма все-же был повторен в Голландии, Германии, Италии, Испании, Австрии и Иордании, и итоги оказались такими же, как и в Америке.
Участникам данный эксперимент был представлен как изучение воздействия боли на память. В эксперименте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, который играл роль второго испытуемого. Предусматривалось, что один из участников (ученик) обязан заучивать пары слов из длинного перечня, пока не запомнит каждую пару, а другой (учитель) — проверять память второго и наказывать его за каждую ошибку всё наиболее мощным электрическим разрядом.
С самого начала эксперимента роли учителя и ученика были распределены между испытуемым и актёром согласно жребию при помощи листов, которые были сложены бумаги со словами «ученик» и «учитель», причём испытуемому постоянно доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Далее «ученик» и «учитель» получали демонстрационный удар напряжением 45 В.
На «150 вольтах» актёр – «ученик» требовал прекращения эксперимента, но экспериментатор отвечал «учителю», что эксперимент нужно продолжать.
По мере роста напряжения актёр разыгрывал всё наиболее мощный дискомфорт, потом сильную боль, и, в конце концов, кричал, чтобы данный опыт был прекращен. Если испытуемый обнаруживал колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за сам эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент непременно обязан быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никоим образом не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в данном экспериментальном мероприятии.
Показать больше