Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чрезвычайная ситуация – это ситуация, которая представляет непосредственный риск для
здоровья, жизни, имущества или окружающей среды. Большинство чрезвычайных ситуаций
требуют срочного вмешательства для предотвращения ухудшения ситуации, хотя в некоторых
ситуациях смягчение последствий может оказаться невозможным, и учреждения могут
предложить только помощь для ликвидации последствий.
Хотя некоторые чрезвычайные ситуации являются самоочевидными (например, стихийное
бедствие, угрожающее многим жизням), многие более мелкие инциденты требуют, чтобы
наблюдатель (или пострадавшая сторона) приняла решение, квалифицируется ли это как
чрезвычайная ситуация.
1. Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие научно-технического прогресса. Однако
это не уменьшило риск, связанный с воздействием на человека и экономику негативных процессов
и явлений. Современный мир является достаточно уязвимым.
Так, в год на мире происходит более 5 млн. зарегистрированных пожаров, около 100 тыс. гроз,
тысячи землетрясений, оползней, ураганов, тайфунов, сотни извержений вулканов и тропических
циклонов. Кроме того, случаются миллионы ДТП, тысячи крупных аварий и взрывов,
кораблекрушений, авиационных катастроф.
Количество стихийных бедствий выросло за последние 20 лет вдвое. За аналогичный период лишь
природные катаклизмы унесли жизни около 3 млн. человек.
3
К крупным катастрофам последнего времени относятся такие, как авария на Чернобыльской АС
(1986), взрывы вагонов с горючим в Свердловске (1988), землетрясение в Армении (1988);
загрязнения водопровода ядовитым фенолом в Уфе (1990), загрязнение системы водоснабжения в
Харькове (1995)и др. 1, с. 17 .
Все эти бедствия объединяются понятием чрезвычайной ситуации. Многие ученые считают
возникновение чрезвычайных ситуаций обострением противоречий между обществом и природой,
объясняя это колоссальным влиянием человечества на природную среду.
За последние десятилетия кардинально изменился объем и содержание функций и задач, которые
полагаются на силы и средства государства и специально создаются с целью обеспечения
гражданской обороны. Главной причиной является так называемая «девоенизация», а,
следовательно и переориентация указанных сил с средств на решение задач по предупреждению
чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, которые возникают в мирных
условиях жизнедеятельности общества и государства. Поэтому на законодательном уровне
изменилось даже название направления государственно-властной деятельности по обеспечению
гражданской обороны на «гражданскую защиту».
В то же время все чаще потенциальные риски и угрозы в различных сферах жизнедеятельности
общества и государства растут до уровня реальных, которые, в свою очередь, приводят к ЧС,
которые в совокупности с другими факторами (экономический упадок, коррупция, активное
внешнее вмешательство и тому подобное) нередко создают реальную угрозу территориальной
целостности и потери государственного суверенитета как экономического, так и политического
8, с. 31 .
Более того, если еще в конце ХХ в. возникновение ЧС военного характера было обусловлено,
главным образом, боевыми действиями, то есть они были следствием применением средств
вооруженной борьбы (поэтому их часто и называют военными), то в последнее время такие ЧС все
чаще возникают в силу использования государствами для достижения своих стратегических целей
так называемых «несиловых» методов решения политических, экономических и других
противоречий, которые возникают между ними.
В связи с этимЧрезвычайную ситуацию можно определить как реальное проявление опасности
современного мира, имеющее большие последствия, которые оказывают значительное влияние на
экономику, политику, социальную жизнь административно-территориальной единицы, региона
страны.
Также чрезвычайная ситуация – это внешняя, неожиданная, внезапно возникшая обстоятельство,
характеризующееся неопределенностью и сложностью принятия решений, острой
конфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительной социально-экологическим
ущербом, прежде всего человеческими жертвами. И, как следствие, - необходимостью больших
расходов на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию негативных последствий
(разрушений, пожарови др.)
2. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций
Причинами, которые вызывают чрезвычайные ситуации, считаются аварии, катастрофы,
стихийные бедствия, а также эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты.
Авария представляет собой повреждение, выход из строя любого механизма, технологической
линии, разрушение домов, мостов, транспортных магистралей и выход из строя производства. По
размерам и причиненным вредом различают легкие, средние, тяжелые и особенно тяжелые аварии.
4
Бывают случаи, когда выделенные во время аварии энергия и вещество изменяют среду обитания
настолько, что она становится на некоторое время непригодной для существования.
Аварии делятся на две категории:
- к І категории относятся аварии, в результате которых погибает 5 или травмируется 10 или более
человек; происходит выброс ядовитых, радиоактивных и других опасных веществ за санитарнозащитную зону предприятия; увеличивается концентрация загрязняющих веществ в окружающей
среде более чем в 10 раз и разрушаются здания, сооружения или основные конструкции объекта,
что создает угрозу для жизни и здоровья работников предприятия или населения.
- ко II-й категории относятся аварии, в результате которых гибнет 5 или травмируется 4 до 10
человек; разрушаются здания, сооружения или основные конструкции объекта, создается угроза
для жизни и здоровья работников цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью
работников 100 человек и более) 9, с. 71 .
Заключение
Подытоживая изложенное, следует сделать вывод, что проблема классификации чрезвычайных
ситуаций имеет несколько ключевых аспектов, а именно.
Реальные угрозы в техногенной, политической, социальной, военной и других сферах, фактически
существующих в окружающей нас среде, далеко не всегда могут быть адекватно осознаны, а,
следовательно, квалифицированные (полно, всесторонне, объективно, научно юридически
обоснованно оценены как такие, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям
определенного характера и масштаба.
Субъекты оценивания (компетентные органы государственной власти и их должностные лица), вопервых, всегда сравнивают признаки определенных опасных событий с классификационными
признаками, приведенными в национальных классификаторах, не содержащих ни каталогов, ни
паспортов угроз, ни исчерпывающего перечня чрезвычайных ситуаций, а, во-вторых,
руководствуются законодательными актами, юридически ограничивающими возможности
субъекта, который их применяет, творчески подходить к соответствующего вопроса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондаренко, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / В.А.
Бондаренко, С.И. Евтушенко, В.А. Лепихова. – М.: Риор, 2018. – 448 c.
2. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г.
Семехин. – М.: Инфра-М, 2018. – 40 c.
3. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учебник / Ю.В. Буралев. –
М.: Академия, 2018. – 384 c.
4. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков. – М.: Academia, 2018. – 192 c.
5. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков. – М.: Академия, 2019. – 256 c.
5
6. Данилина, М.В. Безопасность жизнедеятельности. практикум / М.В. Данилина. – М.:
Русайнс, 2018. – 231 c.
7. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н.
Русак. – СПб.: Лань, 2017. – 704 c.
8. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме:
учебник / Н.П. Казаков. – М.: Academia, 2018. – 320 c.
9. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова. – М.:
Academia, 2019. – 176 c.
10. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова. – М.:
Academia, 2018. – 352 c.