Фрагмент для ознакомления
2
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) как форму взаимодействия государства и бизнеса в сфере создания и развития инфраструктуры начали использовать в России более десяти лет назад. Сегодня традиционные сферы государственно-частного партнерства в отраслях производственной инфраструктуры дополняются договорами с частным сектором о предоставлении услуг в сферах здравоохранения и образования для поддержки социально уязвимых групп населения.
Образовательные учреждения, медицинские центры и больницы, уличное освещение, утилизация мусора, социальное жилье – объекты программ ГЧП, основанные преимущественно на концессионных моделях, получили распространение во многих странах. Цель статьи – показать основные проблемы реализации проектов ГЧП в социальной сфере и возможные пути их решения. Использование инструментов ГЧП расширяет возможности государства в реализации социальной политики. С одной стороны, они позволяют интегрировать бизнес-модели в государственную сферу, а с другой – предлагают новые решения наиболее острых проблем государственной политики .
Существует множество определений государственно-частного партнёрства, данных отечественными и зарубежными авторами. В. Г. Варнавский отмечает, что государственно-частное партнерство можно понимать двояко. Во-первых, как систему отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности.
В Федеральном законе от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под государственно-частным партнерством, и муниципально-частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества .
Государственно-частное партнёрство имеет преимущества и недостатки как для государства, так и для частного бизнеса.
К преимуществам ГЧП для государства относятся: распределение бюджетных средств во времени; распределение рисков; привлечение частных инвестиций; привлечение частных партнёров для решения социальных задач, стоящих перед государством; возможность получений дополнительных налоговых поступлений и организация процесса ГЧП, т.е. государство выбирает частных партнёров и контролирует их деятельность.
К преимуществам ГЧП для бизнеса можно отнести: долгосрочность стабильность и прибыльность; компенсация при досрочном расторжении контракта со стороны; в случае повышения тарифов во время реализации проекта государство компенсирует частному партнёру затраты.
Среди недостатков ГЧП для государства можно выделить следующие: высокие риски; ограничение прав по распоряжению объекто
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 26.07.2019)
2. Белозор, А. Ф. Социальное партнерство государства и бизнеса как инструмент реализации российской культурной политики / А.Ф. Белозор // Вопросы культурологи. – 2018. – № 3. – С. 45–47.
3. Истратий, Е. М. Реализация проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации на примере социальной сферы / Е. М. Истратий // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 540-542.
4. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере / Центр развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/pppcenter_a4_2016_v2_web.pdf
5. Модельный проект использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере социально-бытового обслуживания населения / Портал об инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.stavinvest.ru/media/
6. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства / Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c94c77ec-5773–4544–88eb-9746d19a77e4/recommend_gchp.pdf?MOD=AJPERES
7. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/