Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе.
Проблемы философии всегда представляют собой постоянный поиск того, что является социокультурной эпохой. Философия ищет ответы на вопросы отношения человека к миру в данную эпоху, чем живет человек, чем он дышит и что переживает. Что представляет собой человек современности? Что представляет собой счастье? Чем интересно и актуально рассмотрение философии Эпикура сейчас, спустя несколько тысячелетий спустя? Дело в том, что человечество всегда интересовалось вопросами смысла жизни, обретения вечной жизни, счастья.
1 Биография Эпикура и Диогена Лаэртского
Эпикур родился 342/341 до н. э., Самос. Дата смерти 271/270 до н. э., Афины.
От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара.
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины.
2 Философская система Эпикура
Писатель Эпикур, как полагает Диоген Лаэртский, являлся достаточно «изобильнейшим» и количеством написанных книг превзошел всех. Это около 300 свитков.
Диалектика отвергается как излишняя наука. В «Каноне» Эпикур говорит о том, что критериями истины являются ощущения (aistheseis), предвосхищения (prolepseis) и претерпевания (pathe), а эпикурейцы прибавляют еще и образный бросок мысли (phantasticai epibolai tes dianoias).
Главным, по мнению Эпикура, является чувство меры во всем. Философская система Эпикура включает в себя три части:
1) физика (учение о бытии).
2) этика (учение о нравственности).
3) каноника (учение о познании) .
Каждая часть исследует пути, которые ведут к достижению настоящего счастья. В физике Эпикур продолжает атомическое учение Демокрита и его атомическую теорию. Эпикур говорил о том, что атомы могут отклоняться от прямолинейного движения. Теория своевольных атомов дает возможность философу переложить данные принцип на аргументацию свободы человека. Нет на земле и в жизни личности полной определенности и фатализма. Этот вопрос интересует многих и сейчас. В нашем представлении, каждая
3 Взгляд Эпикура на политику и счастье
Также был интересен взгляд философа на политику. Философ давал советы отстраняться от нее потому, что, как бы человек не старался, его усилия ничего не изменят. Также философ говорил о справедливости, дружбе и мудрости. Понимая то, что справедливость относительна, он сводил ее к тому, что человеку нужно вести себя так, чтобы не вредить другим и не получать вред от других. Это легло в основу теории общественного договора.
О дружбе Эпикур говорил в контексте личной выгоды индивида.
По мнению философа, дружба начинается с мудрости, а последняя представляет собой смертное благо. Дружба же является бессмертным благом.
Мудростью является врачебное искусство, которое исцеляет людей от страданий души. Изучение философии – это мудрость и знания. Высшим идеалом жизни в философии является невозмутимость духа. Безмятежность можно достичь при помощи изучения природы, а не при помощи стоицизма или скептицизма. Мудрец у Эпикура – это тот, кто понимает в жизни, кто
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Этика Эпикура впоследствии легла в основу гуманизма эпохи Возрождения. Ее восприняли Спиноза, французские просветители, утилитаристы Англии, Фейербах. Руссо, например, говорил также о том, что что фундамент жизни общества – это потребности тела. Духовные же потребности человека – это украшение. Естественно, прослеживается в этом материалистический подход. Одновременно с этим цивилизация формирует большое количество «искусственных потребностей», которые навязываются трудящимся, а на самом деле, человек может обойтись и без этих потребностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова,— 2-е изд.— М.: Мысль, 1986//http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt10.htm (дата обращения 23.10.2020)
2) Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии - изд. 2-е.М.:URSS, 2010
3) Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в шести томах. Т. 6. М.:Мысль, 1966.
4) Шахнович М.М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002