Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многие психологи, ведущие практику консультирования, основываются на той или иной психологической школе. Они могли пройти профессиональную подготовку под руководством опытных наставников. Но это не является всеобщим правилом, поскольку сегодня психологическое образование не всегда имеет основу в одной школе. Это ставит перед начинающим психологом задачу – быть направленным или определиться с подходом. Кроме того, современное высшее образование в сфере психологии пока не дает возможности полноценно вести наставничество среди студентов .
Поэтому формируется проблема возможности самостоятельного, свободного от обучения развития психолога-эксперта. Часто молодые студенты-психологи проявляют негативизм, они хотели бы пойти сразу в практику, минуя теорию.
Многие психологи стали прекрасными практиками при незначительной помощи извне. И часто они были и учителями, и наставниками для других. Многие классики психологии, создатели базовых направлений — мы имеем в виду В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда, М. Вертгеймера, А. Маслоу, К. Роджерса и многих других — непосредственных учителей в той психологии, которую они создавали, не имели. Эти ученые не продолжали идеи какой-то научной школы. Они были создателями школ.
Целью данной работы является рассмотрение идеала «естественного» развития психолога.
1 Соотношение практики и теории в работе психолога. «Естественное» развитие психолога
По мнению В. М. Алллахвердова, практика психолога может опираться на самые дикие идеи. Важно только то, чтобы сам клиент в эти идеи верил. Но теория исходит из того, «что есть на самом деле». Другой вопрос – зачем все это нужно? И проблема смысла, ценностей – гуманистическое направление. Теории и практики психологии развиваются независимо друг от друга. Но функция теории состоит, прежде всего, в том, чтобы практики вдохновлялись. Практически достижения также производят впечатление на теоретиков. Главное значение для практики – без теории нельзя оценить эффективность практики. Если психолог работает с клиентом, откуда можно узнать, что произойдет за годы практики? Это невозможно знать, если нет теории, благодаря которой можно прогнозировать последствия. То есть, если практика не опирается на теорию, ее эффективность не известна .
Но возьмем ситуацию прошлого. В ситуации 80-х гг. в светское время практическая психология являлась редкостью, и у «наставников» еще не было большого опыта обучать начинающих психологов. Это было «свободное от ученичества» время – формирование психолога естественным развитием психолога–профессионала.
«Естественное» развитие психолога–профессионала имеет даже некоторые преимущества:
1) Такой специалист сам определяется с направленностью своего развития как личности и профессионала. Он является, по сути, действительным субъектом профессионального самоопределения и развития.
2) Такой специалист быстро формирует у себя чувство социальной и профессиональной ответственности за то, что он делает.
3) У специалиста-психолога, который развивается самостоятельно, имеется больше возможностей для того, чтобы оставить после себя след,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н.. Введение в профессию психолог. М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 464 с.. 2007
2) Доклад В. М. Алллахвердова на VII саммите психологов о соотношении психологической теории и практики//(https://www.youtube.com/watch?v=kJlV4RsGfPg (дата обращения 27.10.2020)
3) Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / под ред. М.: Гардарики, 2018