Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, затрачивающихся в «Апологии Сократа». Данное произведение является единственным, написанным Платоном не в форме диалога. Платон в уста Сократа вкладывает масштабную речь, которая включает в себя три отдельные.
Основная часть
Против Сократа были выдвинуты несколько утверждений. К примеру, то, что Сократ занимался тем, что находится под землей, и тем, что на находится на небе. Значит, Сократ – натурфилософ и астроном, хотя в самой науке Сократ не находит ничего плохого. Клевета и обвинение также состояли в том, что Сократ считал себя носителем определенной мудрости. Но мудрость философа, как он сам убеждается, когда расспрашивал людей, которые признавались мудрыми, состоит только в том, что Сократ признает отсутствие у себя любой мудрости. Поэтому на Сократа озлобились все, кто считал его мудрым и кто сам себя считал таким.
Сократ не боится смерти, а боится только своего позора и малодушия. То, что он не боится смерти – это итог того убеждения, что он ничего не знает. И если бы Сократа отпустили при условии, что он не будет продолжать свои действия, он все равно продолжал бы заниматься своей философией до конца своей жизни. И убийство Сократа больше является страшным именно для вершителей этого убийства, поскольку вместе с этим убийством уйдет человек, который «тянул» людей к истине.
Свое призвание Сократ видел в том, чтобы воспитывать в гражданах истину и добродетель. Ради этого он забросил все свои личные дела. Внутренний голос всегда говорил Сократу о том, что не нужно принимать участие в делах общественного характера. И Сократ полагает, что это представляется правильным. По мнению Сократа, справедливому и честному человеку нельзя ужиться с бесконечной несправедливостью, которая есть в общественных делах. Сократ никогда не учил ничему. Философ занимался тем, что не препятствовал другим в том, чтобы они задавали ему вопросы, и задавали вопросы себе. Ему было важно, чтобы вопросы задавалась и на них важно было находить ответы.
Сократ хотел в своих беседах освободить своих собеседников от излишней самоуверенности, продемонстрировать им, что реальности собеседник имеет не полное знание, на которое претендует. Сократ вместе со своими собеседниками искал истину.
Сократ сам говорил о том, что «ничего не знает». И задавал вопросы, получал на них ответы. Взвешивал эти ответы и задавал новые вопросы. Спрашивая других, он исследовал предмет разговора. Так, вместе они приходили к какой-то истине. Полагая, что не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своих собеседников.
Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии его матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл «майевтикой» —повивальным искусством. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Гиппий, говоря о прекрасных занятиях, не может сказать, что же это такое — прекрасное. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие.
Заключение
Суд над Сократом и его казнь стали символом (зачастую различных вещей). Сократу не было предъявлено обвинение в том, что он философ, или в том, что он моралист.
Казнь Сократа не была «громом среди ясного неба»: рубеж пятого и четвёртого веков был ознаменован для Афин массовыми расправами над сторонниками Тирании тридцати и олигархического порядка вообще.
Показать больше