Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение мира как взаимодействия объектов.
Основная часть.
Бурное развитие системы научного знания, сопровождающееся углублением его содержательно-методологических, междисциплинарных и внутридисциплинарных различий и приобретением им все более прикладного (рецептурного) характера, привело к возникновению нового образа реальности, носящей принципиально фрагментированный вид. Это новое видение мира было теоретически обосновано и достаточно детально описано в философии постмодернизма.
Потребность в новом понимании мира была порождена общим кризисом модернистской культуры, в том числе кризисом классической онтологии, вызванным переходом новоевропейского общества в состояние постсовременности.
В этой ситуации синергетика как научная теория изначально претендовала на роль метатеории, призванной концептуально и методологически восстановить видение мира как единого . Рассмотрим эволюцию представлений о взаимодействии объектов в мире.
В античной философии хаос воспринимается как первоначало мира, как бесформенное, непонятное состояние мира. Космос в античной философии понимается упорядочено, целостно. Вся жизнь – это движение от хаоса к космосу. Для того, чтобы описать эти изменения, в античной философии появляются понятия материи (потенция) и идеи (формообразующий принцип), которые отождествлялись с определенными веществами.
Формируется немифологическое мышление, создается новое представление о картине мира. В центре картины миры теперь стоит космос. Он пронизывает Землю, человека, небо. Сам по себе космос имеет замкнутую форму сферы, в нем происходят постоянные изменения. Но откуда все берет свое начало? Некоторые философы древней Греции считали, что космос берет свое начало из кислорода, огня, воды, земли и апейрона. Другие греки считали, что космос возник из атомов. Это были пифагорейцы. Элеаты считали, что основа космоса в незримом. Демокрит считал базовой основой космоса атомы. Платон – чистую мысль и пр. Естественно, что данные направления в философии были достаточно просты и противоречили друг другу. Создавались попытки познать мир при помощи него же самого.
V в до н.э. ознаменован тем, что формируется два лагеря, между которыми возникает спор о космосе.
Тогда же и возникает школа «физиков» - это были философы, стремящиеся познать природу космоса. Их имена известны: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Позднее это уже были пифагорейцы Гераклит и Эмпедокл.
В своих заключениях философы руководствовались мифологией, языческими представлениями. Мифы Древней Греции связаны с природой, поэтому и необходимо было так выяснить происхождение мира. Единственное, что миф говорил о том, кто именно породил мир. А философия задавалась вопросом, откуда произошел мир.
Гесиод пишет, что ранее всего был Хаос, затем возникла Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос. Возникают Ночь и Мрак из Хаоса. Союз Ночи и Мрака порождает День и Эфир.
Фалес считал, что основа космоса - вода, Анаксимен считал, что это воздух, Гераклит считал, что это огонь. Философы говорили о том, что основа мира – это не вещество, а нечто, из чего возникает живое. Поэтому вода или воздух – это не простом смысле вещества, это символы. Если философы пытались разыскать основы мира, то и философия понималась как наука о первопричинах всего живого. Это и определило онтологизм древней философии. Онтология означает «учение о бытии». Задача онтологии – выяснение причин существующего реально и нереально в этом мире.
Итак, древний человек, наблюдавший движение небесных тел, думал о том, что Космосу присуще то, что мы сегодня называем самоорганизацией. Говоря иначе, во Вселенной действует некая организующая процесс взаимодействия космических тел сила. Эту организующую мир силу необходимо познать, а полученное знание применить к пониманию и обустройству изменяющегося общества и жизни человека, поскольку космический и земной (т. е. природно-планетарный, социальный и человеческий) порядок имеют единое Вселенское начало и находятся в неразрывном динамическом единстве .
Поэтому уже в глубокой древности люди создали календарь и часы, которые должны были не только отобразить действительный порядок движения небесных тел и смены состояний природы на планете Земля, но и гармонизировать темпоритмику и цикличность космически-природных, социокультурных и человечески-индивидуальных жизненных процессов.
В целом, в развитии науки классифицируют четыре периода «научных революций»:
1) Революция в науке XVII века. Итог этой революции – формирование классического естествознания. Последнее характеризовалось стремлением к нахождению абсолютных истин. Это достигалось благодаря исключению из анализа всего, что связывалось с субъектом и познавательной деятельностью субъекта.
Идеал научной теории – классическая механика. Поэтому любой процесс может быть описан в этот период только при помощи законов механики. Познание – это структура, состоящая из наблюдений и опытов с объектами природы, которая производилась при помощи чистого разума, воспроизводящего свойства и характеристики анализируемых объектов .
2) Конец XVIII-первая половина XIX вв. Эта революция характеризует переход к новому естествознанию, которая уже представляла собой дисциплинарно организованную науку. Такие науки, как биология, химия уже не рассматриваются только совместно с механикой. Теперь происходит понимание того, что есть развитие, эволюция. Но это еще не касается физики. Философия в этот период занимается классификацией наук и разбирает научные методы. Очевидное анализируется. Но как эта, так и предыдущая революции протекали как создание и развитие классической науки и способов мышления в этой науке.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М. : Медиум, 2008.
2) Буданов В. Г. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы / под ред.В. В. Казютинского. – М., 2016. – С.118–127.
3) Касавин И. Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и философия науки. – М., 2004.– Т. 2. – № 2. – С. 5–14
4) Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986.