Фрагмент для ознакомления
2
Международно-правовые аспекты статуса государственной собственности России за рубежом
Во многих странах мира государственная собственность является одной из важнейших составляющих экономической системы, охватывая широкий спектр объектов, которые являются инструментами для обеспечения устойчивого экономического роста и социального благополучия населения страны. Социально-экономическое развитие государства во многом зависит от эффективности управления собственностью. Кроме того, муниципальная собственность обеспечивает национальную безопасность, достижение национальных целей, удовлетворение общественных интересов и потребностей.
Государственная собственность считается собственностью абсолютно всех граждан государства. В то же время государственная собственность реализуется через механизм присвоения собственности государственного аппарата, который, в свою очередь, представляет социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества без исключения.
На современном этапе, в контексте модернизации финансовой, социальнополитической и социальной сфер Российской Федерации, необходимо оптимизировать правовое регулирование прав на государственную собственность, расположенную за рубежом. Как правило, федеральная собственность за рубежом включает имущество посольств, консульств, представительств Российской Федерации при международных организациях и торговых представительствах, средства Центрального банка Российской Федерации, вывоз товаров, кораблей и самолетов, временно находящихся за рубежом, и т. д. Кроме того, значительную часть имущества за рубежом составляют культурные ценности, объекты исторического наследия, собственность Русской православной церкви и участие государства в иностранных некоммерческих организациях .
В связи с тем, что значительная часть имущества, находится за рубежом, усиливается правовая, политическая и социальная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество, возникает необходимость законодательного совершенствования мер по регулированию отношений, связанных со статусом собственника коллизия норм международного частного права, гарантий прав собственности, находящихся в иностранных государствах, правовые пределы неприкосновенности этой собственности, правовые основы деятельности органов государственного управления ею и др.
Указанные вопросы нуждаются в наличии определенных правовых оснований, и на уровне международного публичноправового и частноправового типа, и на уровне российского законодательства.
Действенное управление государственным имуществом, обеспечение сохранности и расширенное участие в имущественных правовых отношениях на международном уровне, это основные направления внешнеэкономических взаимосвязей России с зарубежными странами. Самая приоритетная задача развития деятельности со стороны федеральной собственности за рубежом, это не только стремление сохранения данной собственность, но и увеличение объемов участия России в сделках в области приобретения зарубежной собственности .
В действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актах не отражены все вопросы и проблемы, которые связаны с управлением государственной собственностью России, которая находится в зарубежных странах.
Изменения нормативно-правовых актов должно относиться к таким вопросам, как:
1. следует привести правовой статус имущества России, которое находится в зарубежных странах, в соответствие с положениями российского законодательства и положениями международного законодательства;
2. следует обеспечить защиту имущественных прав, а помимо этого имущественных интересов России в зарубежных странах;
3. повышение ответственности физических и юридических лиц за сокрытие информации об имуществе Российской Федерации, находящемся у них за границей;
4. введение ответственности должностных лиц за искажение данных об иностранной собственности и ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей;
5. более детальное регулирование мониторинга управления федеральной иностранной собственностью.
При изучении действующей системы учета имущества Российской Федерации за рубежом выявлены проблемы регулирования единого нормативного правового акта в области учета федерального имущества за рубежом. В связи с этим необходимо разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации «О едином государственном реестре иностранной собственности Российской Федерации», основными разделами которого должны стать: общие положения по объединению всех объектов иностранной собственности Российской Федерации в государственные реестры федеральной собственности в зарубежных странах; организовать и осуществлять координацию работы государственных властей в области правил учета государственного имущества в зарубежных странах; правила и срок включения, а также исключения информации по поводу государственной собственности в зарубежных странах из реестров, а помимо этого порядок ответственности в области ненадлежащего ведения реестров.
Помимо этого следует передать полномочия в области управления собственностью России в зарубежных странах Федеральному агентству в области управления государственным имуществом. Федеральным агентством в области управления государственным имуществом осуществляется ряд функций, в череде которых: ведение порядка учета федерального имущества, в череде которого имущество России в зарубежных странах, ведение реестров федерального имущества, ведение реестров имущества России в зарубежных странах, выдача выписок из данных реестров.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балаян З.Г. Особенности правового статуса государственной собственности российской федерации за рубежом / Теоретические и практические аспекты развития современной цивилистической науки: сборник научных трудов / Под ред. Петрова И.В., Бельгисовой К.В., Симатовой Е.Л. Краснодар, 2016. С. 8–11.
2. Еремин С.Г. К вопросу о современном правовом регулировании управления государственной собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления: сборник научных статей, подготовленный в рамках III международной научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М., 2016. С. 110–113.
3. Миннеханова С.Х. Организационно-правовые формы охраны и защиты государственной зарубежной собственности: теоретико-правовые проблемы // Вестник ТИСБИ. 2017. № 1. С. 236–242.