Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение темы соотношения профессионального успеха и владения нормами литературного языка. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что практически во все времена понятия «профессиональный успех», «нормы литературного языка» были связаны. Трудно представить себе человека, добившегося высот в профессии и карьере, но не знающего правильность употребления и применения языковых норм.
Основная часть
Успех личности как профессионала и эксперта зависит от многих факторов. Это и личная харизма, и привычка быть проактивным, и развитый эмоциональный интеллект, сила воли, дисциплина и много другое. Но если личность публична, критерием успеха становится и знание языковых норм. Особенно если мы говорим про частые публичные выступления. Думается, что существуют профессии, в которых знание норм литературного языка является не просто важной, а необходимой компетенцией. К примеру, это ведущие телевизионных шоу-программ (особенно, где ведутся политические дебаты), адвокаты, писатели, ведущие мероприятий. История знает огромное количество таких примеров, когда личность стала известна и популярна благодаря своей способности применять эти нормы. К примеру, известный адвокат позапрошлого столетия - Плевако Федор Никифорович – является примером для подражания и современных юристов в составлении и ведении речи в суде. Спецификой речи Плевако Ф. Н. была способность при помощи слов нарисовать в суде картину преступления. Так он проникал в души присяжных и влиял на них психологически. Речи Плевако были чрезвычайно глубоки, мудры и просты. Адвокат использовал большое количество деепричастных оборотов, сравнений, параллелей. Плевако с деталями описывал само преступление. Его речь отличалась живостью и яркостью .
Вообще, XIX век – время, когда судебное искусство становится образцом красноречия для многих Западных Стран. Школа судебных ораторов России создавалась юристами-экспертами своего дела. Они постоянно развивали и практиковали свое профессинальное красноречие. Какой-то быстрый промежуток времени ораторы и прокуроры в России стали «судьями», которые были достаточно спокойны и вежливы, но точны и гибки в общении.
Ораторы того времени отличались одаренностью. Юридическая деятельность часто пересекалась с литературным и научным образованием.
B нaчaлe XIX вeкa риторика в России начинает набирать обороты своего развития. Основными фундаментальными книгами по риторике являются учeбники Η. Φ. Кoшaнcкoгo (1784-1831), филoлoгa-клaccикa, пeрeвoдчикa, преподавателя cлoвecнocти в Цaрcкoceльcкoм лицee.
Η. Φ. Кoшaнcкий написал два прекрасных произведения: «Oбщaя ритoрикa» (1829) и «Чacтнaя ритoрикa» (1832). Учебники филолога ориентировались на традиционные примеры изящной словесности и давали масштабное классическое образование. Анализируя риторику, Η. Φ. Кoшaнcкий применял навыки изучения классики и отдельных литературных произведений. «Частная риторика» включает в себя виды родов и видов словесости. Так русская словесность связывается с класической и церковнославянской. Так мы видим анализ перспективы словесной культуры. Учебники Н. Ф. Кoшaнcкoгo, A. Ф. Meрзлякoвa, A. И. Гaличa, И. И. Дaвыдoвa и других aвтoрoв дали огромное поколение талантов и образованных русских людей. Благодаря этому русская национальная культура расцвела в то время.
Именно это время – время выдающихся русских писателей. Именно тогда практически вся Россия вспомнила нормы литературного языка, впитывала их.
Поэтому так важно развитие человеком способности рассуждать, мыслить. Поэтому так важно ребенку с детства учиться пересказывать. Способность объяснять – важна. Но если к этому добавится способность аргументировать, выстраивать обороты, пополняет словарный запас – личность становится богаче, во всех смыслах.
Следующий пример личности – Владимир Соловьев, ведущий программы «Поединок». Мы не будем разбирать личность В. Соловьева, а остановимся только на том, как он выстраивает свою речь, обороты. В результате анализа речевого поведения ведущего можно сказать, что он употребляет следующие тактики в речи:
1) Дает позитивную оценку собеседнику.
2) Повторяет слова своего собеседника.
3) Использует шутки, держит суть дискуссии, выражает надежду и поддерживает тему, которая является экспертной для собеседника.
Ведущий часто применяет способ создания образа того, что он в разговоре – не один, часто защищает своего собеседника. Речь содержит комплименты собеседникам, извинения. Также В. Соловьев часто переворачивает негативную оценку на позитивную.
Часто ведущий говорит собеседникам благодарности, «подыгрывает» им. В речи присутствует и самоирония, и одобрение, и утешение, и обещания. Часто он апеллирует к авторитету и истории.
Если возникает ситуация полемики или конфликта, в таком случае ведущий выражает ее непонимание, негативную оценку ситуации, отказывается от полученной информации или вообще прерывает дискуссию, то есть берет авторитет на себя. В ситуации полемики он может менять тему, эмоционально не соглашаться и противопоставлять свое мнение мнению своего оппонента, проявлять сомнение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Выступление Олега Тинькова на Finopolis 2016// https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11995849198804683195&text=%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C+%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
2) Граудина Л.К. Культура русской речи / — М.: Просвещение, 2018.
3) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во«Эксмо», 2016
4) Мединский про "Рашку-говняшку" [Электронный ресурс] // Youtube. 2014. 11 дек. URL: https://youtu.be/hhieKz5 vmrw.
5) Николаев С.Г. Феноменология билингвизма в творчестве русских поэтов. Ч. 1. Теоретические основы изучения иноязычия в поэзии. - Ростов н/Д: Старые русские, 2004. 176 с.
6) Олег Тиньков и Владимир Познер — беседа о технологическом предпринимательстве// https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14753912525801160813&from=tabbar&text=%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C+%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
7) Сапегин А. Оскандалившаяся чиновница пожаловалась на «трикопеешную» зарплату [Электронный ресурс] // Вести.2018. 5 нояб. URL: https://www.vesti.ru/videos/show/ vid/775832/#.
8) Тахо Р. Х. Избранные труды и документы /Р. Х. Трахо ; авт.-сост. Р. Х. Емтыль. – Майкоп: О. Г. Магарин, 2013. – 280 с