Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество писателя, его жизненная судьба, своеобразие его личности, его деятельности определяют особенности мемуарной литературы о нем, Николай Некрасов - явление исключительное в русской литературе, он новый тип писателя. Он и поэт, одаренный могучим талантом, и журналист, и издатель, на протяжении почти трех десятилетий редактор органов революционной демократии - журналов «Современник» и «Отечественные записки», собиратель передовых литературных сил эпохи. Некрасов прожил жизнь яркую, трудную, по-своему героическую.
В его биографии своеобразно сплавились демократизм испытавшего всю меру жизненных тягот, нищеты, унижений разночинца и барские замашки, порою привычки родовитого дворянина.
Вокруг Некрасова, особенно в годы его поэтической славы и влиятельного положения редактора самых популярных среди прогрессивной интеллигенции журналов, сталкивались различные интересы, мнения, кипела борьба, которая подчас сопровождалась клеветническими измышлениями, недостойными инсинуациями. Поэтому столь полемичны многие мемуарные сочинения. История их появления - история реальной общественно-литературной борьбы вокруг Некрасова.
Целью данной работы является рассмотрение личности Некрасова в мемуарах его современников.
1 Личность Н. Некрасова в мемуарах Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский (1828-1889) был связан как жизненными, так и творческими судьбами с Некрасовым. С 1853 года Чернышевский печатается в «Современнике». В конце 1854 года, оставив сотрудничество в «Отечественных записках», Чернышевский переходит в журнал Некрасова и Панаева, где задает основное направление. Уже в 1856 году, отправляясь за границу, Некрасов оставляет его полновластным редактором «Современника». Из деловых отношения переходят в отношения людей, которые близки одним убеждениям.
В 1863 году Некрасов опубликовал в «Современнике» роман «Что делать?» Чернышевского, который в тот момент находился под следствием. Во время того, как Чернышевский был заключен в Петропавловской крепости, в годы ссылки, Некрасов помогал материально семье Чернышевского.
Чернышевский также питал к Некрасову симпатию, высоко оценивал его качества личности, оригинальность и смелость ума и сильную волю. Еще при жизни Чернышевский называл Некрасова «великим поэтом России».
В годы своей ссылки Чернышевский оставался поклонником творчества Некрасова, говорил с восхищением о редакторе «Современника».
«Отечественные записки», которые издавались и редактировались Некрасовым, и получаемые Чернышевским в ссылке, поддерживали эту связь. В 1877 году, узнав о безнадежном состоянии Некрасова и о том, что он скоро умрет, Чернышевский, шлет ему слова о том, что «слава его будет бессмертна, будет вечна любовь России к нему»
Воспоминания Чернышевского демонстрируют различные временные периоды жизни Некрасова. Это и первые впечатления, которые испытывал Чернышевский при встрече с Некрасовым, и драматические события в «Современнике», что являлось спорами о личности самого поэта.
В августе 1877 года Чернышевский получает в Виллюйске весть об умирающем Некрасове. «О Некрасове я рыдал, - пишет Чернышевский, взволнованный рассказом о мучительном его угасании, А. Н. Пыпину, - просто: рыдал по целым часам каждый день целый месяц, после того, как написал тебе о нем» .
В письмах Чернышевского того времени появляются описания Некрасова, его личности.
В декабре 1883 года Чернышевский приступает к работе над своими мемуарами, которые должны были состоять из двух разделов. Первый посвящался Некрасову, другой – о других современниках Чернышевского. Но итогом стали «Воспоминания о Некрасове».
Воспоминания Чернышевского являются великим и драгоценным источником характеристики Некрасова. Мемуары Чернышевский пишет тогда, когда литература, посвященная Некрасову, включала в себя огромное количество слухов и поверхностных мнений о поэте. Чернышевский говорит о Некрасове «доброе слово» и как о личности, и как о поэте. Он рассказывает о своих впечатлениях и предлагает читающему поразмышлять самому о том, каким был Некрасов. Чернышевский вспоминает факты, сопоставляет события, проявляет скрытый смысл. Тем не менее, какие-то исторические специфические оттенки того времени в его мемуарах присутствуют. К примеру, Чернышевский уменьшает свою роль в истории разрыва группы литераторов с «Современником», выдвигая на первый план Добролюбова.
Рассмотрим эти мемуары.
Н. Г. Чернышевский вспоминает как первый раз увидел Н. Некрасова – он пришел в редакцию к Панаеву и увидел «мужчину, еще молодого, но будто дряхлого, опустившегося плечами» . Чернышевский
Показать больше