Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Старообрядчество, или древлеправославие, представляет собой общность течений религиозного характера и общин в русле русской православной церкви, которые отвергают церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в 1650—1660-х годах, целью которой было провозглашение унификации чина богослужения Русской церкви с греческой церковью и с Церковью Константинопольской. Реформа формировала обстоятельства для секуляризации.
1 Современные старообрядцы и их отношение к объектам природы. Старообрядцы-пустынножители. Вера в понимании современных старообрядцев России
Спецификой старообрядчества никогда не было придание объектам природы сакральности, в отличие от традиций русского православия. Современные старообрядцы-часовенные, проживающие в верховьях Малого Енисея, например, что нельзя молиться природным явлениям. Тем не менее, старообрядцы с благодарностью относятся к дарам природы. К воде, к примеру, они относятся как к тому, что лечит и исцеляет. Также священными объектами у старообрядцев являются и монастыри и пустыни, где были и есть поселения скитов. Пустыни – это место, где сконцентрирована «настоящая вера». Спасение можно обрести, как полагают старообрядцы, в том числе, если найти место, отвечающее формуле «идеального ландшафта». Поэтому они уходят и уходили из «мир антихриста» в леса, в пустыни, в пещеры. Как следствие, появились определенные традиции пустынного жительства крестьян, стали формироваться общины скитов, уходивших от мира в таежные районы Западной и Восточной Сибири.
Своей чистотой и святостью старообрядческая пустынь, считает С.Е. Никитина, «сродни раю». Поэтому оба термина наделяются редким эпитетом «прекрасный» .
Расположенные «отнюдь не в райских местах Урала и Сибири» центры пустынножительства, обращает внимание О.Д. Журавель, в сочинениях писателей-старообрядцев описываются сквозь призму представлений о «прекрасной пустыне». Иными словами, «идеализированный образ пустыни - духовного рая» парадоксальным образом создается в результате применения указанной мифологемы к «безлюдным» и «бесплодным» заболоченным северным местам .
Современные старообрядцы воспринимают свою веру в нескольких аспектах, которые связаны с определенным пониманием православной христианской традиции, имеющей свои вехи во времени и пространстве.
Поэтому старообрядцы могут говорить о своей вере, как о традиции, идущей от Христа («наша вера от Исуса Христа»), либо акцентировать внимание на сохранение той веры, которая была принята Русью от Византии.
Но чаще всего речь идёт о «дониконовском» православии – понятии, включающего в себя и «веру от Исуса Христа» и принятую в X в. от Византии традицию православия, которая с тех пор сохраняется староверами, по их убеждению, «в чистоте». Раскол является поворотной точкой в истории русского православия, а также гранью, позволяющей разделить традиционные и новые культы старообрядческих святых. В конце XX века число официально признанных новых культов святых у старообрядцев в России стало расти. Продолжают бытовать и народные (неофициальные) культы .
2 Современные старообрядцы и их отношение к образованию в школе
Еще не в столь отдаленные времена старообрядцы, к примеру, в Туве противились обучению детей в светской школе, объясняя это тем, что там учат «безбожию». Однако со временем они убедились, что без образования у их детей в России нет будущего. Но атеистическая направленность школьного воспитания противоречила семейному религиозному воспитанию. Дома детей учили вере в Бога, учили молиться и критически относиться к безбожному миру. Дети шли в школу, не снимая нательного крестика, а поверх него в школе повязывали галстук.
В наше время далеко не все родители-староверы хотят видеть своих детей образованными, считают, что достаточно и начальной школы. По-видимому, у старшего поколения существуют опасения, что научные сведения об устройстве мира, полученные в школе, придут в противоречие с религиозным учением о сотворении мира и т.д. , поскольку молодежь, обучающаяся в средних и высших учебных заведениях за пределами Тувы, далеко не всегда после обучения возвращается в родные края, не видя там для себя никакой перспективы.
Возвращение к старообрядческим истокам, к вере родителей у многих выходцев из старообрядческой среды происходит с возрастом, чаще после пятидесяти лет. Нравственная сила родительского примера, воспитание, полученное в детстве, берут с годами свое: мирская суетная жизнь приводит к глубокому разочарованию, человек начинает испытывать потребность в, казалось бы, уже забытых духовных и нравственных ценностях, идеалах, о которых он помнил с детства. Появляется стремление к «совершенному духовному смиренному житью».
Заключение
В духовной жизни современных старообрядческих общин, к примеру, Сибири важную роль играют как традиционные, так и новые культы святых. При этом почитание новых святых встраивается в контекст почитания традиционных, что вполне укладывается в рамки христианского мировоззрения. Дело в том, что события истории старообрядчества не могут обладать более высоким сакральным статусом, по сравнению с событиями Священного Писания, иначе это разрушает «оправдание» Церкви.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белошицкая Е.Н. К вопросу почитания в лике святых епископа Амурско-Иркутского Иосифа старообрядцами Белокриницкой иерархии Восточной Сибири и Дальнего Востока // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: б.и., 2000. – С. 228-234
2) Дудин А. (свящ.) Великорецкий крестный ход - М.: М-Сканрус, 2007. – С. 32-36.
3) Журавель О.Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как святая земля // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. С. 58-65
4) Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
5) Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. М., 1984.
6) Светлова О.А. «Верою поём память мудраго Амвросия». Опыт сравнения общеминейной и новосоставленной служб святителю в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, ГФ НГУ, 2008. – Т.1. – С. 449-466.