Фрагмент для ознакомления
2
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Исследования феноменов религиозного фанатизма и экстремизма сегодня не теряют своей актуальности. Подробно и обстоятельно освещено влияние социально-политических факторов на зарождение и активность экстремистских группировок, рассмотрен фанатизм как социальный феномен, предложены профилактические меры в целях работы с молодежью.
Религиозный фанатизм может быть вызван необходимостью убедить других и себя самого в собственной вере через яростное следование внешним формам культа. Это случай конфликта между внешним требованием и внутренней реальностью. На кону решения может стоять принадлежность своей этнической группе, конфессиональной группе, клану, собственная цельность и самоуважение. Подлинности веры в таком случае требует собственная идентичность. Вера как состояние есть результат душевной работы и не окончательный результат. Волевым усилием вера не достигается. Тогда подлинную веру может заменить ее суррогат – неистовое следование внешним формам культа, яростное отстаивание религиозных убеждений, слепое следование предписаниям. Бердяев Н. А. говорит о фанатизме как признаке подавленного сомнения: «...если человек действительно убежден в своей правоте, он абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования .
Слово – синоним фанатизму – исступленный, что означает возбужденный, болезненно аффективный. Фанатизм характеризуется сужением сознания. Весь объем сознания занят основной целью – подтверждением себе и другим, что в этом сознании нет пространства, не занятого идеей Бога, что весь человек отдан и предан этому служению. Со стороны такой человек производит впечатление глубоко верующего, но он все это делает ради того, чтобы тотально заполнить свое сознание атрибутами веры и не оставить даже тонкой щели для соблазна иного существования. Фанатика мучает не интеллектуальный вопрос о существовании Бога, но мимолетное осознание того, что он ни разу так и не решился шагнуть за порог, совершить фундаментальный выбор, так и не решился выбрать себя настоящего – в вере.
Чем больше он прилагает усилий, тем дальше он удаляется от своей цели. Действия фанатика на короткое время дают свой результат: можно перестать слышать голос сомнения, приступы тревоги, заглушить в себе голос разума, подчинив себя сверхценной идее. Самоотречение, аскетизм также не всегда спутники веры. Истязания тела не приближают человека к состоянию веры, но оставляют сознание измененным, куда не доходит голос разума .
Состояние религиозного фанатика – уязвимость, неустойчивость, хрупкость, онтологическая неуверенность.
Фанатизм имеет природу физиологической доминанты. Это значит, что в коре головного мозга действует обширный очаг возбуждения, который поддерживают и обеспечивают все другие отделы мозга, они оказываются соподчиненными этому возбуждению. Доминанта дает о себе знать не только на уровне физиологии, но и в социальной жизни человека. Это можно наблюдать в соподчиненности сфер жизни одной сверхценной идее. Остальные сферы жизни обеднены, и все ресурсы направляются на обслуживание главной цели-идеи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Горохова В.В. Религиозный экстремизм в молодежной среде // В сборнике: Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 319-328.
2. Маслов И.С. Религиозный фанатизм как форма правового нигилизма // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-1. С. 291-295.
3. Маслов И.С. Сущность религиозного фанатизма // В сборнике: Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых. Материалы 3-ей студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 105-109.