Фрагмент для ознакомления
2
Процесс принятия решений в ОВПБ/ОПБО
В тесных рамках эссе, конечно невозможно провести полное и глубокое исследование темы, отраженной в заголовке настоящей работы. Тем не менее, насколько нам позволит ее объем, мы попытаемся сделать некоторые основополагающие выводы, следующие из анализа актуальных положений, регламентирующих процесс принятия решений в ОВПБ/ОПБО.
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена огромной важностью общей внешней политики и политики безопасности (далее ОВПБ), для наиболее эффективного функционирования Европейского союза (далее ЕС) и его дальнейшего развития. На сегодняшний день ОВПБ, выступает как неотъемлемый элемент ЕС оказывающий перманентное влияние на ход процессов идущих не только на наднациональном уровне, так и во входящих в ЕС государствах.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что правовой системе ЕС присуща сложная внутренняя структура, что обусловлено неоднородностью правоотношений регламентированных правом ЕС. В указанную структуру, определенную в свое время А.Я. Капустиным , в качестве «вторичной», входит также и право сотрудничества в области ОВПБ .
Итак, ОВПБ представляет собой относительно новый тренд европейской интеграции, осуществление которого детерминировано вступлением в силу Договора о Европейском Союзе (далее ДЕС).
Относительно полномочий принятия некоторых решений, представляется уместным заметить, что правовой основой, в частности, для введения санкций является ст. 29 ДЕС, на основе положений которой, ЕС может принимать решения, предусматривающие полное либо частичное приостановление финансовых, а также экономических отношений, с третьими странами либо их юридическими лицами и гражданами. Вместе с этим, поскольку, социально-экономические внешнеполитические аспекты в сферу ОВПБ практически не входят, основой мер ограничения в экономической области является ст. 215 Договора о функционировании ЕС (ДФЕС).
Согласно положениям, закрепленным в ст.ст. 26, 28, 29 ДЕС, полномочиями связанными с принятием решений о действиях ЕС и иных решений в области реализации задач и целей ОВПБ, обладает Совет ЕС, в который входит один представитель правительства каждого из государств ЕС на уровне министров. В таком случае, заседание Советf по иностранным делам проходит в составе министров иностранных дел соответствующих государств.
Решения по вопросам ОВПБ принимаются исключительно межправительственными институтами ЕС: Европейским советом, Советом ЕС, а также, Комитетом по вопросам политики и безопасности, который состоит при Совете ЕС. Заметим, что в процессе принятия рассматриваемых решений, любое из государств-членов вправе наложить вето (ст. 31 ДЕС). Что касается Европарламента, который представляет граждан ЕС в целом, то в сфере ОВПБ ему даны полномочия лишь консультативного характера (ст. 36 ДЕС).
Решения Совета ЕС могут приниматься исходя из принципа единогласия и никаких изъятий из указанного принципа быть не может. В ситуациях управления кризисами, разработка и руководство обладает правовым статусом «совместных действий», придаваемый исключительно Советом ЕС.
Обратим внимание, что в настоящее время, ОПБО представляет собой «интегральную часть» ОВПБ (п. 1 ст. 42 ДЕС). Вместе с тем, Лиссабонский договор , никоим образом не изменяет порядок процесса принятия решений, а также, специфику процедур разработки и реализации задач и целей ОВПБ. Не изменяет он также и поправки, имеющие отношение к специфическому характеру принятия решений в сфере обороны и безопасности отдельных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Договор о Европейском Союзе. Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992 (с изм. и доп. от 13.12.2007) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211-224.
2. Договор о функционировании Европейского Союза. Подписан в г. Риме 25.03.1957 (с изм. и доп. от 13.12.2007). Официальный сайт «Право Европейского Союза» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/ (дата обращения: 25.11.2020).
3. Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества. Подписан 13.12.2007 в Лиссабоне. Официальный сайт «Право Европейского Союза» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/lisbo№/ (дата обращения: 25.11.2020).
4. Войников В.В. Пространство свободы, безопасности и правосудия в системе права ЕС/ В.В. Войников // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 6. – С. 91-97.
5. Капустин А.Я. Международно-правовые проблемы природы и действия права Европейского союза / А.Я. Капустин. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. – 36 с.
6. Энтин К.В. Ограничительные меры против третьих стран в практике Суда Европейского союза / К.В. Энтин // Международное правосудие. – 2016. – № 1. – С. 95-103.