Фрагмент для ознакомления
2
В остроумном аллегорическом повествовании непременно заложена главная идея – нравственность, логика, суждение, умозаключение. Этот жанр принес в русскую литературу и возродил Иван Андреевич Крылов. Если первые басни - древнегреческий писатель Эзоп, немецкий писатель и драматург XIX века Лессинг - предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в поэтической форме. «Волк на псарне» - басня высокого патриотического содержания, написанная в Великий год, во время вторжения наполеоновских войск и их бесславного побега с поля боя.
Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается отсылкой к параллели с историческим сюжетом, в котором присутствуют два главных героя: Охотник - полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк - Наполеон. Между тем, именно в этом контексте следует воспринимать «мораль этой басни». Анализ басни «Волк в питомнике» часто проводится поверхностно, произведение представлено как сказка о незадачливом волке, который, «думая попасть в пастуха, попал в псарню». Раздался невообразимый шум, собаки бросились в бой, а Волк, сидящий в страхе, «спрятавшись в уголке», начинает лестно говорить о добрососедстве. Но его не обманешь: он хорошо знает природу волков, но он пойдет в мир мира, «Как снявши шкуру с них долой».
Используемые И.А. Крыловым литературные приемы, ярко передают атмосферу боевых сражений, душевное состояние волка, попавшего в ловушку, а также гнев обитателей псарни, где появился незваный гость. Можно ли более ярко описать противостояние защитников родины и агрессора, который при первой опасности отступил и даже попытался помириться. Басня - это миниатюрное произведение, которое по важности можно сравнить с остросюжетным романом или историческим рассказом.
О чем рассказывается «Волк на псарне»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной войны. Поняв, что победить русских ему не удастся, император решил пойти на мировую войну с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, и любые попытки заключить мир были бы обречены на провал. Войска противника были разбиты и позорно бежали, замерзнув в снегу России и потеряв сотни и тысячи человек. Об этом красочно и метафорически написано в сатирической картине «Волк на псарне». Басня написана именно в памятный 1812 год.
Свое творение баснописец передал армии Кутузова. История гласит, что Михаил Иванович, круживший по своим полкам, непременно читал солдатам «Волка на псарне» наизусть. В басне есть слова: «Ты сер, а я, приятель, сед». При этих словах Кутузов каждый раз снимал треуголку и показывал седую голову. Энтузиазму солдат не было предела.
Смысл этой басни настолько прозрачен и очевиден, что автор даже не стал сопровождать его своим традиционным объяснением - «Мораль этой басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, невозможно победить или увести с помощью каких-то уловок - в этом вся мораль басни «Волк на псарне». Она вне времени. Поэтому актуалена и по сей день.
Сказка рассказывает о волке, который решил съесть овцу. Это подтолкнуло его пойти в овчарню. Но хищник просчитался и вместо этого попадает в псарню. Собаки устроили переполох, на который выбежали пастухи. Они закрыли ворота, чтобы волк не убежал. И теперь волку нет выхода, конура превратилась в ад, где на него и с палками и ружьями бежали. Чтобы хоть как-то сгладить случившееся, волк идет на хитрость. Он решает поговорить с людьми и объясниться.
Волк стал говорить, что устал от ссор, хочет помириться и обещает больше не трогать овцу. Более того, он готов рвать на куски таких, как он. Тех, кто слишком вреден для стада. Но до конца ему не дали договорить. Ловчий прервал беседу волка, потому что прекрасно знал волчью натуру и давно усвоил для себя истину: с волками нечего жить, а уж тем более устанавливать мировую. И натравливает гончих на хищника.
Показать больше