Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Томас Мор (1478-1535гг.), автор «Утопии», резко критикует современную автору цивилизацию, говоря о том, она является причиной всех общественных бед. Т. Мор говорит о том, что пока есть частная собственность, нет шансов на то, что общество станет здоровым. В данной работе рассмотрим основные идеи «Утопии» Т. Мора.
Основная часть
Согласно Мору, социум – это итог заговора богачей. А инструментом этого является государство, как простое орудие. Государство используется для угнетения людей, а обманом богачи подчиняют себе бедных и лишают его нормальной и здоровой жизни. Богачи при помощи власти, законов совершают насилие над бедными. Законы навязываются народу от имени государства. По мнению Томаса Мора, английская знать и духовенство погрязли в роскоши и пороках. Бедные же люди, крестьяне, испытывают нужду. Их сгоняют с земель, чтобы забрать пахотные земли под выгул скота. Крестьянам ничего не остается, как просить себе на жизнь и заниматься разбоями.
Жители Утопии живут, получая все необходимое для жизни. Главы семей получают все необходимое из складов общества. Люди никогда здесь не испытывают недостатка чего-либо. Но достаток достижим только специальным образом. Так, принудительно привлекаются к труду почти всех мужчины и женщины. В таком социуме четко структурирована публичная власть и порядок ее создания. Политическое устройство Утопии связано с демократическими принципами и основывается на выборности всех должностных лиц. Каждый тридцать семей избирают над год филарха. Во главе десяти филархов стоит протофиларх (транибор).
Протофилархи избираются из ученых. Они формируют сенат города, который управляется князем (принцепсом). Последний выбирается филархами города их 4-х кандидатов, который выбирает народ. Принцепс избирается на всю жизнь. Но он может быть смещен, если будет вести себя, как тиран. Другие должностные лица и сенат, который включает в себя опытных граждан, избираются каждый год. Траниборы каждые три дня, а иногда, если потребуют обстоятельства, и чаще, ходят на совещания с князем. Каждое важное дело решается при помощи сената и собрания народа. Любое дело, которое является на самом деле важным, докладывается собранию сифогрантов, которые сообщают его семействам своего отдела, а затем совещаются между собой и свое решение сообщают сенату.
Иногда дело переносится на собрание всего острова.
Утопийский Сенат (по три старых и опытных гражданина от каждого города) обсуждают общие дела острова - перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др. Сенату принадлежит обычай, когда ни одно из предложений не подвергается осуждению в тот день, когда оно внесено, но оно может быть отложено до следующего заседания сената, чтобы каждый сначала думал, перед тем, как говорить о своем решении.
Обязанность сифогрантов состоит в том, чтобы наблюдать, чтобы никто не проводил свою жизнь праздно. Каждый должен заниматься своим ремеслом, но все должно быть в меру и не нужно быть похожим на скот. Работе отводится 6 часов: три до полудня, после чего обед; затем, отдохнув после обеда в течение двух послеполуденных часов, они опять продолжают работу в течение трех часов и заканчивают ее ужином.
Все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, каждый сам занимает на свое усмотрение. Большая часть людей занимается наукой. Если какой-то житель занимается науками с большим прилежанием, то он может не работать и ему следует продвигаться как ученому. Из этого сословия ученых выбирают послов, духовенство, траниборов, и самого главу государства.
Утопийцы отличаются скромным поведением, они на нацелены на получение богатства и роскоши. Одеваются они крайне просто – носят удобную грубую одежду из шерсти и льна, цвета она одинакового. Одежды каждая семья шьет сама для себя. Платья должно хватать на два года.
Жители Утопии чрезвычайно милосердны к другим. К примеру, если они понимают, что запаса урожая хватает на два года, ни могут вывести излишки товара в другие страны, а седьмую часть – подарить другим странам, остальное же – продать по умеренным ценам.
Показать больше