Фрагмент для ознакомления
2
Эссе на тему: «Проблема объективности знания в философии XVII-XIX вв. Сенсуализм. Солипсизм. Агностицизм»
В философии Нового времени (XVII-XIX вв.) на первый план выходят проблемы гносеологии или теории познания. Это объясняется изменением мировоззрения эпохи в целом. Если в Средние века главным видом духовной деятельности была религия, в Возрождение – искусство, то сейчас им становится наука. Наука тесно связана с техникой, что приводит к усовершенствованию уже имеющегося инструментария и появлению новых технических изобретений.
Заниматься наукой становится модно и престижно. Если в Средние века практически все философы были монахами и деятелями церкви, то теперь философ является одновременно и ученым. Кроме собственно философии многие мыслители занимаются естественными и техническими науками, математикой, медициной, проводят различные опыты и эксперименты. Например, Ф. Бэкон набивает курицу льдом, чтобы доказать, что лед предохраняет мясо от порчи; Б. Спиноза шлифует оптические линзы; Р. Декарт занимается математикой и т.д. Таким образом, XVII век принес новый тип ученого. Это «…больше не маг или астролог, владеющий частным знанием посвященных, и не университетский профессор, комментатор и интерпретатор текстов прошлого, это ученый нового типа, т.е. носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта»
Итак, в философии рассматриваемого периода на первый план выходят вопросы теории познания или гносеологии. Одной из важнейших гносеологических проблем является объективность знания, которое мы получаем в процессе познания. Философы ставили перед собой задачу отыскать абсолютно достоверное знание, которое можно было бы рассматривать как исходный пункт и предельное основание всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их ценности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление различных философских направлений: рационализма, эмпиризма, сенсуализма, солипсизма, агностицизма и пр.
Сторонники сенсуализма полагают, что единственным источником познания являются наши ощущения. Наиболее яркими представителями сенсуализма являются Д. Локк и Дж. Беркли.
Как и большинство философов Нового времени Джон Локк (1632- 1704) занимался не только философией, но и естественными науками, химией, медициной. Его интересовали вопросы выяснения границ познания. Границы познания тесно связаны с проблемой объективности знания: «Ведь открыв эти границы, мы можем надеяться освободить себя от веры в истинность того, что истинным не является»
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беркли Д. Сочинения. - М.: Мысль, 1978. - 560 с.
2. Кант И. Сочинения. т. 1-6. - М.: Мысль, 1963-1966. т.1. – 543 с., т.2 – 611с., т.3 – 798 с., т.4 ч.1 – 544 с., т.4. ч.2- 478 с., т.5 – 564 с., т.6 – 743 с.
3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Книга 3. СПб.: Петрополис, 2002. –545 с.
4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
5. Челышева И.В. Историко-философский анализ конструирования медиареальности в учении Дж. Беркли. // Медиаобразование. – 2010. - №2. - с.4-16