Фрагмент для ознакомления
2
Рационализм и иррационализм в танцевальном искусстве
Философия стала своего рода апогеем в развитии рационализма в современной философии. Но одновременно с развитием рационализма в ответ на его крайности происходило формирование иррационализма (от латинского irrationalis - неразумный). Принято понимать иррационализм как философскую доктрину, которая настаивает на ограниченных когнитивных способностях разума и мышления и признает интуицию и чувство основным типом знания.
Было много последователей иррационализма - С. Кьеркегор, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов и другие, но особое влияние на формирование этого направления оказали Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше [5, 8].
Хочу отметить, что люди дорожат своей жизнью как самым большим сокровищем. Почему это происходит? Ответ прост: так проявляется вечная воля к жизни, определяющая все сущее.
Мы видим здесь путь к спасению от такой пессимистической жизни: искусство.
Когда мы занимаемся искусством, в нашем случае - искусством танца, человек «переключает» свою волю с удовлетворения собственных потребностей на созерцание мира, он становится «оком мира». . В процессе творчества человек отделяется от чистого «хотения», на первый план выходит цель создания красоты. Ведь когда художник рисует натюрморт с грушами, он делает это не потому, что хочет съесть эти груши, а потому, что пытается передать свое представление о красоте и мире.
Создавая произведение искусства со всей силой духа, мы предаемся созерцанию, полностью погружаемся в него и наполняем все свое сознание спокойным видением объекта природы, который вот-вот родится, будь то пейзаж, дерево, камень, строение или что-то еще, и мы полностью потерялись в этом объекте, то есть мы забываем нашу индивидуальность, нашу волю и остаемся лишь чистым зеркалом объекта.
То же верно и для тех, кто любит искусство танца: забудьте о воле к жизни, освободитесь для несколько ненасытных желаний. Этим объясняются многочисленные факты враждебности «толпы», «духовной толпы всех поколений» к красоте и ее гениальным создателям именно тем, что человек из толпы полностью подчинен своим непосредственным интересам, а через них - воле к жизни, то есть практическим целям, а искусство это отрицает. и заморачиваться.
Как отмечал Ф. Ницше о танце: правда жизни отражает дионисийское начало духа. Ф. Ницше использует термин «интоксикация» для объяснения его содержания. Его можно охарактеризовать как «хоровое» начало. Пением и танцами человек проявляет себя как член высшего общества: он больше не ходит, но готов подняться в воздух, переживает рост. Довольно сверхъестественные звуки внутри человека, чувствуешь себя богом. «Человек больше не художник: он сам стал произведением искусства; здесь, в трепете пьянства, раскрывается художественная сила всей природы для высшего и блаженного самоудовлетворения першаунита» (чувство связи с ближним, единения с ним) [5, с. 62].
Отметим, что в концепции Ф. Ницше искусство не выступает как одна из форм духовного опыта, но, как показывает вышеприведенное мнение, эстетика пронизывает все существо, материализуясь в самовыражении человека или в создании собственным существом эстетического образа бытия, затем в рационально сбалансированном проявлении пластического совершенства быть в образной ткани искусства. Искусство рождается из объединяющего принципа жизни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 2015, с. 201
2. История современной зарубежной философии: компаративистский подход: Для высш школы / А.С. Колесников, М.Я. Корнесв, Б.В. Марков и др.- СПб.: Лань, 2017.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная философия. - М., 2017, с. 103
4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. - М.: Политиздат, 2015, с. 166
5. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М .: Мысль, 1990. - Т. 1.
6. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 2015, с. 54
7. Сумерки богов. -М., 2018,с. 158-239
8. Философия XX века. М., ЦИНО общества "Знание" России, 2017, с. 95-98
9. Фромм Э. Душа человека. - М., 2015- 201 -203