Фрагмент для ознакомления
2
Анализ исторического источника («Ольга. Запретный дневник» О. Берггольц)
1. Основное (основные) и второстепенные направления деятельности автора.
Ольга Берггольц – советская поэтесса, автор сценариев, прозы и драматургии, журналистских очерков. Творчество Ольги Берггольц стало лицом войны и Блокады Ленинграда, ее голос был одним из самых узнаваемых в блокадном Ленинграде, и самым важным для сохранения веры в победу.
Стихотворения Ольги Берггольц – это стихотворения «блокадной музы Ленинграда», которые вдыхали в слушателей и читателей уверенность в завтрашнем дне, силу и надежду в сложные блокадные времена.
Ольга Берггольц выпустила более пятидесяти сборников стихотворений, ее драмы и сценарии публиковались при ее жизни, однако, судьба этой удивительной женщины была сложнее, чем кажется на первый взгляд – аресты, потеря детей и близких, разочарование в пути своей страны, боязнь за свою жизнь и судьбу своего творчества, - все это пережила Ольга Берггольц.
Среди наиболее значимых ее сборников, книг и творческих достижений можно назвать такие, как:
1930 — Зима—лето—попугай: Рассказ для детей.
1934 — Стихотворения.
1944 — Ленинградский дневник: Стихи и поэмы. 1941—1944.
1944 — Ленинград: Стихи и поэмы.
1944 — Они жили в Ленинграде: Пьеса в 4 д., 9 карт.
1946 — «Говорит Ленинград»: Сборник радиовыступлений за 1941—1945 гг.
1946 — Стихи и поэмы.
1950 — Первороссийск: Поэма.
1955 — Дневные звёзды: Автобиографическая повесть.
1964 — Говорит Ленинград…: Главы из книги.
1965 — Узел: Hовая книга стихов.
1972 — Память: Книга стихов.
1976 — Ленинградская поэма. Поэмы. Стихотворения.
Кроме того, еще при жизни поэтессы были выпущены собрания ее сочинений, которые выходили в 1958, 1967, 1972, 1988 годах.
На экранах советских кинотеатров выходили фильмы по сценариям Ольги Берггольц:
1962 — «Вступление»
1974 — «Голос сердца»
Кроме того, были экранизированы ее произведения: в 1966 году «Дневные звезды» были поставлены режиссером Игорем Таланкиным, в 1967 году – поэма «Первороссийск» экранизирована в фильме Евгения Шифферса «Первороссияне», а также по этой поэме в 1965 году была поставлена опера «Питерцы».
2. Исторический период, к которому относилась его деятельность.
Ольга Берггольц родилась в 1910-м году, и стала публиковаться в возрасте 14 лет, а к началу 1930-х годов уже публиковала свой первый сборник стихов. Наибольший интерес в ее творчестве представляет сложнейший период ее биографии – конец 1930-х конец 1940-х годов: именно он отражен в рассматриваемом дневнике. Последующие периоды - с начала 1950-х и до кончины Ольги Берггольц в 1977 году – не столь насыщены событиями и страданиями, которые выпали на долю поэтессы именно в то десятилетие, которое отражено в дневнике.
Сам по себе исторический период, который отражен в дневнике – это страшное для России время, когда люди погибали в сталинских лагерях, в застенках НКВД, а затем – Великая Отечественная война, которая погубила сотни тысяч жизней, и особенно Блокада – страшный период в жизни Ленинграда, когда люди умирали от голода в холодном окруженном немцами городе. Наконец, третий период, охваченный дневником, – это годы после Великой Отечественной войны, которые вновь поразили автора дневника репрессиями, страхом тюрьмы и боязнью за своих близких.
3. Какой отрезок времени отделяет описанные события от времени написания текста записок? Это дневниковые записи, воспоминания «по горячим следам», воспоминания о далеком прошлом и т.п.?
В «Дневнике» описываются непосредственно происходящие день за днем события, то есть, Ольга Берггольц документирует свои переживания и окружающую атмосферу все десять лет, - иногда с большими перерывами, иногда день за днем. Однако в записях встречаются и постоянные отсылки к прошлому, к событиям, которые преследуют автора в памяти и в переживаниях, постоянно мучают (смерть детей, мужей, пытки и аресты). Дневниковые записи здесь сочетаются с яркими, эмоциональными переживаниями, с цитированием классиков и собственным анализом происходящих событий.
Показать больше