Фрагмент для ознакомления
2
Профессиональный психолог как ученый-исследователь
Бурное развитие психологии было спровоцировано экономическими и социальными кризисами, а именно Великой депрессией и Второй мировой войной. Психология развивается как часть большой культуры, и поэтому она подвержена не только внутренним, но и внешним воздействиям (социальным, экономическим, политическим).
Фактически до 40-х годов прошлого века сферой применения психологов были лаборатории, институты и университеты. С тех пор психология как профессия стремительно расширяет свои горизонты [6, c.119].
Большое количество психологов задействовано в работе в сфере промышленности, в больницах, государственных учреждениях, центрах психического здоровья, армии, правоохранительных органах и спецслужбах. И неудивительно, что сейчас такие услуги, как консультация психолога, стали популярными. Многие психологи стали заниматься частной практикой.
Сегодня в России профессия психолога приобрела особую привлекательность, а психологические знания вызывают устойчивый практический интерес.
Психологи работают в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, в больницах и различных социальных службах, на рабочем месте, в правоохранительных органах и службах экстренного реагирования, в рекламе и спорте, в средствах массовой информации. Сферы профессиональной деятельности психолога можно разделить на три большие группы: психолог-педагог, психолог-исследователь и психолог.
Психолог как ученый-исследователь занимается исследовательской работой в выбранной области психологии.
Используя различные методы - систематическое наблюдение, эксперимент, беседу, анкетирование, тестирование - он проводят психологические исследования, получают объективные знания о психической жизни, создают концепции и теории, объясняющие и предсказывающие психические явления. Ученые должны уметь работать с литературой; анализировать и систематизировать научные факты; планировать, организовывать и проводить психологические исследования; обрабатывать, анализировать, систематизировать и обобщать полученные результаты, готовить научные доклады и публикации.
Чаще всего исследовательская деятельность осуществляется в научно-исследовательских институтах, центрах, лабораториях, где создаются целые группы для проведения того или иного исследования. Психологическое исследование очень сложно по своей организации, поэтому крайне редко один психолог проводит его самостоятельно. С помощью различных фондов и грантов создаются временные исследовательские группы для изучения конкретной проблемы.
Основными направлениями деятельности психолога ученого-исследователя являются: творческий анализ существующих психологических теорий и практик применения психологических знаний; разработка, организация и проведение научных исследований; разработка новых методов психологических исследований; создание новых теорий, объясняющих существующую действительность; написание научных работ.
Психолог в широком понимании - специалист в сфере консультирования и диагностики психически здоровых людей. Он использует в своей работе различные методы терапии и не назначает лечебные препараты. Если кратко охарактеризовать эти аспекты, то психологическое консультирование - помощь в определении проблемы, что привносит дискомфорт в нашу жизнь; помощь в поисках жизненно важных целей; помощь в поиске ресурсов для решения тех или иных проблем.
Психодиагностика - это определение психофизиологических и эмоциональных состояний; выяснение психологических проблем; определение особенностей личности (характер, темперамент); оценивание интеллектуальных и профессиональных способностей и тому подобное [3, c.23].
В зависимости от опыта и профессионализма, психолог может помочь человеку выбрать сферу деятельности и вообще определить дальнейших жизненный путь (наметить цели в работе, карьере, личной жизни, отношениях с родными и друзьями). И таких специалистов в нашей стране становится все больше.
Практическая психологическая помощь является сегодня актуальным и востребованным в обществе направлением профессиональной деятельности психолога.
Общество все больше осознает важность психологической помощи и сопровождения человека в разнообразных сферах его жизнедеятельности: в учебно-воспитательном процессе, в профессиональной деятельности, в процессе решения личностных и семейных проблем, преодолении сложных жизненных обстоятельств. Значительные общественные изменения последних лет в России привели к росту числа людей
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие для студ. старших курсов психол. факультетов и отделений университетов /А.Ф. Бондаренко. – М.: Гардарики, 2015. – 216 с.
2. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / И.В. Вачков. – М.: Изд-во Московского психол.-соц. института, 2014. – 464 с.
3. Великанова С.С. Профессиональный стандарт и квалификационный справочник: сравнительная характеристика / С.С. Великанова, З.В. Аракчеева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. - № 6. – С.23-29.
4. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль / Л.Б. Волченко. – М.: Знание, 2012. – 64 с.
5. Цветкова Г.В. Профессиональный стандарт психолога / Г.В. Цветкова, Г.А. Ястребова. – Волгоград: Независимая фирма «Класс», 2015. – 39 с.
6. Ямбург Е.А. Что принесет психологу новый профессиональный стандарт психолога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.