Фрагмент для ознакомления
2
1 Эссе на серию документального фильма «Свобода выбирать»
Легендарный сериал PBS «Свободный выбор» (1980), присвоенный Нобелевским лауреатом экономистом Милтоном Фридманом.
В данном фильме автор утверждает, что: «Общество, которое ставит равенство, в смысле равенства результатов, выше свободы, в конечном счете, придет к тому, что не будет ни свободы, ни равенства. Использование силы для достижения равенства разрушит свободу, и сила, примененная с благими целями, в конце концов, окажется в руках людей, которые будут использовать ее для продвижения собственных интересов. С другой стороны, общество, которое ставит выше всего свободу, получит в виде счастливого побочного продукта большую степень свободы и равенства. Большая степень равенства является побочным, но отнюдь не случайным продуктом свободы. Свободное общество высвобождает энергию и способности людей, направленные на достижение своих целей. Это не позволяет одним людям деспотическим образом угнетать других. Это не мешает отдельным людям занимать привилегированные позиции, но, коль скоро свобода сохраняется, она препятствует институционализации привилегированных позиций, которые являются предметом постоянных притязаний со стороны других способных и честолюбивых людей. Свобода означает не только разнообразие, но и мобильность. Это дает возможность людям, которые сегодня находятся в неблагоприятном положении, завтра занять привилегированную позицию, и этот процесс позволяет всем членам общества — сверху донизу — наслаждаться более полной и богатой жизнью».
В данной серии рассматриваются такие вопросы, как:
- Равенство перед Богом.
- Равенство возможностей.
- Равенство результатов.
- Кто за равенство результатов?
- Последствия эгалитарной политики.
- Капитализм и равенство.
В данном фильме первичными причинами являются – политические, вторичными – экономические. Так, он утверждает, что дети рожденные в разных странах не могут получить равные возможности от их рождения, также не будет возможности сделать их равными.
Свобода в его изложении лишена того налета подростково-анархического романтизма. Это жесткая мировоззренческая система со строгими правилами. Причем они очень часто противоположны тем неглубоким представлениям, что тянут к себе тысячи людей, увлекшихся либеральными идеями. Если представить идею свободы в виде шара, то его поверхность – яркая, сверкающая – это обывательское осмысление. А таящееся в глубине ядро – и есть суть либеральной свободы. Суть, циничная в своей откровенности.
Основное отличие данной трактовки свободы от обывательского понимания – ее приземленность. Не легкомысленный детский «праздник непослушания», а вопросы собственности – вот на чем якобы базируется свобода. А поскольку собственность – это штука не поголовная (у кого-то она есть, у кого-то нет), то и свобода не является атрибутом безусловным и всеобщим.
Своим достижением в экономической теории сам Фридман считает теорию потребительской функции, которая утверждает, что люди в своём поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный. Можно сделать вывод о том, что стремление в стране к равенству губительно влияет на политику и экономику страны. В большей степени на экономику страны. Т.е. политические направления на равенство, ухудшает экономику страны. Также губительно влияет на развитие самой страны. Следовательно, равенство должно подаваться в немного ограниченном варианте, т.е. полнота предоставления равенства может погубить страну. Но, также нельзя и полностью убирать равенство со страны. Так как это в конце концов может вылиться в революцию. Как это было в СССР.
«В первые десятилетия существования США «равенство» означало равенство перед Богом; «свобода» означала свободу распоряжаться своей собственной жизнью. Затем равенство все больше и больше интерпретировалось как «равенство возможностей» в том смысле, что никто не должен быть произвольно лишен права использовать свои способности для преследования своих целей. Ни равенство перед Богом, ни равенство возможностей не вступают в конфликт со свободой распоряжаться собственной жизнью.»
Правительство было призвано защищать это право как от своих сограждан, так и от внешней угрозы, а не предоставлять большинству неограниченную власть.
Идея равенства результатов стала символом веры интеллектуалов, но не значением, которое так возвышают в своих речах политики и законодательные акты страны. Примером могут служить политика страны, которая принимается относительно азартных игр и экономики. Так, само правительство пытается искоренить азартные игры, но штат Нью-Йорк
Показать больше