Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы состоит в том, что величина государственного долга выступает в качестве важного показателя экономики страны, потому что его обслуживание требует определенных средств из бюджета и этим диктует определенного рода необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные направления, это сказывается на уровне жизни населения данной страны, а также на ее макроэкономической устойчивости и финансовой безопасности.
1. Понятие государственного долга
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ представляет самой общее определение государственному и муниципальному долгу.
Если провести отделение понятия муниципального долга, можно получить, что государственный долг представляет собой обязательства, возникновение которых происходит из заимствований государства, его гарантий по обязательствам третьих лиц, иного рода обязательства согласно видам обязательств долгового характера, которые приняла на себя Россия или субъект РФ .
В связи с этим, в указанном определении представлено, в итоге каких факторов происходит образование заимствований. Статьей 97 дается уточнение представленного определения: к государственному долгу РФ относят ее обязательства долгового характера перед физическими и юридическими лицами РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями финансовыми, иного рода субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, которые возникли в итоге заимствований РФ, а вместе с тем обязательства долгового характера по гарантиям государства, которые предоставлены РФ, и обязательства долгового характера, которые возникли в итоге принятия нормативно-законодательных актов РФ по поводу отнесения на долг государства долговых обязательств 3-их лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса .
Выше изложенное предоставляет возможность отметить, что представлены не только формы заимствований государства, но и конкретизированным образом, кто может выступать в качестве кредитора РФ. Но при этом данного рода определения не на 100% представляют экономическую сущность долга государства.
Далее будет рассмотрено понятие государственного долга трактовкой отечественных и зарубежных ученых-экономистов. К примеру, Е.В. Бабкиной, Е.Н. Ушмаровой, В.В. Черяпиной определяется государственный долг в качестве суммы задолженности по непогашенным внутренним займам государства, а вместе с тем суммы обязательств финансового характера государства в отношении иностранных кредиторов на конкретную дату .
Е.А. Котельниковой считается, что под долгом государства нужно понимать всю сумма выпущенных, но при этом не погашенных займов государства с суммой начисленных на них процентов, которые нужно по ним выплатить к точной дате или за установленный срок .
Почти подобное определение понятию дается Н.А. Курдовой, А.Р. Шишкиной: «государственный долг представляет собой сумму задолженностей по долговым обязательствам государства, которые были выпущены и не погашены, в том числе и суммы начисленных по ним процентов» .
В представленных выше определениях понятия государственного долга происходит раскрытие его сущности в качестве категории кредита, потому что происходит выделение таких принципов кредитования, как: возвратность, платность и срочность.
Ученым А. Дадашевым говорится о том, что в государственном долге выражается результат определенного рода взаимосвязей исполнительных органов власти государства с физическими и юридическими лицами (которые являются резидентами и нерезидентами), исполнительными органами иного рода государств и международными финансовыми организациями по формированию объема фонда заимствования средств с целью удовлетворения потребностей государства . То есть в данном определении рассматривается цель заимствований.
В качестве финансовой категории государственный долг рассматривается И.С. Ракитиной, Н.Н. Березиной, при этом считая, что он выступает в качестве аккумулированной суммы дефицитов бюджета прошедших периодов .
Ученый-финансист Л.М. Подъяблонская представляет расширенную трактовку долга государства так: «представляет собой всю сумму задолженности по государственным обязательствам, сумму процентов по ней и неисполненных обязательства государства финансового характера перед организациями .
2. Виды государственного долга
Основными формами существования государственного долга являются такие :
формы кредитных договоров, которые заключены от имени РФ в качестве заемщика с учреждениями финансового характера, с правительствами иностранных государств и с международными финансовыми организациями;
формы займов, которые осуществляются путями выпуска ценных бумаг от имени РФ, ее субъектов;
приобретение кредитов бюджета от бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, в процессе оформления договоров и соглашений;
контракт о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;
договоров и соглашений, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств страны за прошлые годы.
Государственный долг может быть классифицирован согласно разного рода критериям.
Можно подразделить государственный долг на долг капитальный и долг текущий. Капитальный долг является суммой обязательств долгового характера, которые были выпущены и не были погашены государством и обязательств иного рода лиц, которые им гарантированы, в том числе суммы процентных платежей, которые нужно выплатить по данного рода обязательствам. В текущий долг включают суммы предстоящих расходов по уплате платежей по процентам кредиторам по всем обязательствам, которые имеют долговой характер, которые были приняты на себя страной, и по погашению сумм обязательств, наступление срока оплаты которых будет только в данном периоде.
Согласно уровню управления долг государства делят на :
государственный долг РФ;
государственный долг субъекта РФ (это общая величина обязательств субъекта долгового характера);
муниципальный долг (является совокупностью обязательств муниципального образования долгового характера).
Согласно критерию рынка государственный долг делят на долг рыночный и не рыночный. Рыночный долгу включает в себя долг, который получен в виде займов государства. Государственный займ является выпуском ценных бумаг государства с их дальнейшим размещением на рынке внутреннем или внешнем. К нерыночному долгу относят долг, который получен в форме кредитов и предоставленных гарантий государством.
Согласно срокам погашения происходит деление долговых обязательств на краткосрочные (меньше 1-го года), среднесрочные (от 1-го до 5-ти лет), долгосрочные (от 5-ти лет до 30-ти).
Согласно валютному критерию происходит деление государственного долга на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внутреннему долгу, а в валюте – к внешнему. В международной практике присутствует и иное определение внешнего долга – это совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга – это совокупный долг резидентам.
3. Управление государственным долгом РФ
Доля государственных внешних долговых обязательств в годовом объеме ВВП страны предоставляет возможность провести оценку эффективности управления внешним долгом. Счетная палата РФ считает пороговым значением данного показателя 50%, а в международной практике МВФ оценивает данный показатель по шкале «30-40-50», что соответствует низкой, средней и высокой степени риска . Предельным значением за рассматриваемый период является 4,2%, что не превышает порогового значения, заданного Счетной палатой, а в соответствии с критериями МВФ риски непогашения Российской Федерацией взятых на себя долговых обязательств являются очень низкими. Это свидетельствует о достаточности ресурсной базы для выплаты обязательств в иностранной валюте .
Заключение
Государственный долг в рыночной экономике является важным макроэкономическим фактором, который оказывает значительное влияние на состояние национальной экономики. Успешная политика с точки зрения управления государственным долгом в огромной степени влияет на будущее российской экономики, восстановление стабильности в сфере политики и социальной сфере страны. Решение проблемы растущего внешнего долга в России в условиях затянувшейся макроэкономической нестабильности является ключом к сбалансированности бюджета, стабильности национальной валюты, экономики в стране, а также обеспечению стабильных позиций в мировой финансовой системе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Бабкина Е.В., Ушмарова Е.Н., Черяпина В.В. Состояние государственного долга в РФ // Инновационная наука. – 2018. - №4. – С.90-93.
3. Горелова Л.В., Оболенская Ю.А. Внутренний и внешний государственный долг РФ и его влияние на экономическую безопасность // вестник Екатерининского института. – 2018. - №2. – С.13-17.
4. Ильясова У.Н., Габибова А.М. Проблемы управления государственным долгом РФ // Современная научная деятельность: теория и практика: Материалы междун. науч.-практ. конференции. – Саратов: Академия бизнеса, 2018. – С.65-69.
5. Котельникова Е.А. Финансы. Курс лекций. – М.: T8Rugram, 2017. – 162с.
6. Курдова М.А., Шишкина А.Р. Современное состояние государственного долга РФ и направления его регулирования // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - №3. – С.87-91.
7. Малиновская А.В. Государственный долг // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. - №5. – С.279-282.
8. Муставаева М.А., Рябичева О.И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха науки. – 2020. - №21. – С.158-163.
9. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2019 год. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74187474/.
10. Подъяблонская Л.М. Финансы: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 407с.
11. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 333с.
12. Тихонова Д.А. Оценка эффективности управления государственным долгом РФ и его влияния на долговую устойчивость РФ // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2020. - №3. – С.159-166.
13. Финансы: Учебник / под ред. А. Дадашева. – М.: Инфра-М, 2016. – 178с.
14. Халитова Л.В., Асанов М.М. Современное состояние государственного долга России и его последствия // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: Сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2020. – С.666-668.
15. Черненко-Фролова Е.В., Проскурина А.С. Влияние государственного долга на бюджетную политику РФ // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики: Сборник материалов междун. студенческой науч.-практ. конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2018. – С.175-178.
16. Широкова О.В., Бушуева А.А. Государственный долг и его влияние на экономику России // Экономика и социум. – 2018. - №6. – С.1355-1358.