Фрагмент для ознакомления
2
Платоновский диалог «Критон» является небольшим диалогом, который связан своим сюжетом с «Апологией» и «Федоном» и является одним из наиболее важных произведений платоновского правового и политического мышления. Диалог «Критон» является догматическим диалогом, в нем раскрываются значимые элемента мировоззрения и философии Платона.
Диалог начинается с того, что старый друг и ученик Сократа Критон пришел в тюрьму к Сократу, долго ждал пока он проснется, чтобы не нарушать его покоя, а затем рассказал ему плохую новость о то, что с тот день должен был прибыть корабль из Делоса, после которой Сократа должны были казнить. Несмотря на такие печальные новости, Сократ оставался очень спокойным и это восхитило его ученика и друга Критона.
Критон стал уговаривать Сократа сбежать из тюрьмы и приел ряд аргументов, которые были в пользу данного мероприятия.
Первый аргумент Критона касался того, что сам Критон, а также станут друзья потеряют в лице Сократа самого близкого друга. Также люди будут обвинять Критона в скупости и малодушии, которая не позволела ему спасти Сократа. На это Сократ возразил, что большинство людей неспособны совершить какое-либо большое зло или добро, поэтому Критону не стоит бояться мнения других людей.
Критон говорил о том, что ни он, ни его друзья не испытывают страха перед властями, за то, что они освободят Сократа из тюрьмы. Также Критон говорит Сократу, что ему будет предоставлена полная безопасность и благополучие даже вне Афин. Сократ, по утверждению Критона, не желая совершать побег, является несправедливым в той же степени, что и его враги. Сократ должен подумать о том, что его дети станут сиротами и не получат должного воспитания, будут испытывать много тягот в жизни.
Таким образом, исходным пунктом нравственной позиции Критона является стыд перед мнением большинства. Он боится, что в смерти Сократа обвинят его самого и друзей, которые могли бы спасти его, но не спасли, не желая рисковать своим состоянием. Тем самым Критон как бы утверждает, что с мнением людей необходимо считаться, так как они могут причинить беды и зло.
В ответ на речь Критона Сократ приводил свои аргументы ,которые основаны на «разумном убеждении» и бесстрашии перед большинством, несмотря на угрозы.
Сократ аргументировал свой отказ бежать тем, что необходимо прислушиваться мнению лишь некоторых людей, которые являются разумными и справедливыми, а вернее мнению того одного человека, который имеет представление о справедливости, то есть, нужно следовать истине, а не прислушиваться к мнению большинства. По мнению Сократа, жить необходимо справедливо, а Критон, побуждая сбежать его из тюрьмы, своими рассуждениями основываются не справедливости, а на убеждениях того же беспринципного большинства, которое и заключило его в тюрьму.
Сократ осуждает несправедливость и считает, что ей нигде нет места, что совершая побег, он нарушает законы, которое многое ему дали. Поэтому ни в коем случае нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость или злом на зло, даже если это является обычным делом среди большинства. Следовательно, если нельзя нарушать справедливость, то необходимо и выполнять ее требования.
Доказывая свою точку зрения, Сократ говорит с Критоном как бы от лица Законов. Эти законы устанавливают порядок заключения семейных союзов, регулируют вопросы образования и воспитания граждан государства, поэтому законы для гражданина являются даже более важными, чем собственные родители. В таком случае как можно их нарушать, тем самым попирая требования государства и отечества?
Законы дают гражданам право не исполнять их и предоставляют право несогласным покинуть отечество. Те же, кто предпочтут остаться, обязаны им подчиняться в той же степени, как подчиняются своим родителям и воспитателям, или воздействовать на законы, если они, по их мнению, не являются совершенными.
Показать больше