Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение индульгенции как способа избежать наказания Бога, или политического оружия.
Основная часть.
Индульгенция в Средневековье представляла собой отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую «заглаживается» в Таинстве исповеди. Такое отпущение можно было получить верующему при конкретных обстоятельствах в церкви.
Индульгенции были формой духовной реабилитации. Поскольку грех считается церковью опасно духовным заболеванием, приравненным к раку, пристрастиям и др., особенностью же греха является то, что индивид осознанно вводит грех в себя.
Богословский язык говорит о том, что последствия греха могут иметь разные тяжести. Грех может привести к смерти духа, когда человек перестанет иметь способность разговаривать с Богом. Индивид попадает в одиночество, перестает понимать смысл своего существования. Если в таком состоянии человек умирает, то он попадает в ад.
Дело в том, что изначально раскаяние представлялось публичным, его называли «добрым делом». Согрешивший доказывали свою искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325 г.) епископы получали право минимизировать время для покаяния тем верующим, у которых раскаяние являлось доказанным .
Доказательством раскаяния могли быть добрые дела, милостыня, путешествия к святым местам, совершение добровольных поступков. Чтобы признать «добрые дела» искуплением за совершенный грех, нужно было сделать какой-то шаг. По языческо-германским понятиям грех можно было искупить добрым деянием, который был бы эквивалентен важности преступления. Так тот, кто пострадал, получал бы удовлетворение. Данное политическое оружие стали применять и в отношении Бога. По сути, гражданско-правовой обычай, который переносился на отношения религиозного характера, инициировал представление о том, что Бог будет удовлетворен как пострадавшая сторона.
Церковь в те времена сама являлась крайне формальной и была не способна трансформировать мировоззрение общества. Но при помощи индульгенции, такого оружия политики, она смогла добиться внешнего признания своей власти при помощи определенных дисциплинарных правил.
В различных государствах царила жестокость церковных наказаний. Это требовало смягчения их, замены на более «мягкий» вид «кары». В конце VII в. , начиная с Англии, стали применяться исповедные книги, где была таблица облегчений, то есть замена наказаний церкви. Пост можно было заменить пением псалмов или финансированием церкви или клириков. Также можно было попросить других людей, чтобы они постились за определенного человека. Если у человека было достаточно денег, он заканчивал свое покаяние, длившееся семь лет, за три дня.
Данная тенденция стала распространяться, несмотря на негодование общества. Церковный формализм усиливался, трансформировав обычай в злоупотребление правами и корыстолюбие духовенства.
Пожертвования церквям и монастырям стали обычным процессом. Иногда можно было очиститься так полностью от всех грехов. Более того, можно было «купить» прощение и за будущие грехи. Здесь мы видим средства политического влияния на общество. Так, для поощрения участия в Крестовых походах, на Клермонском соборе (1095–1096 гг.) было сказано крестоносцам и тем, кто финансово поддерживал крестовый поход, о том, что наказание Бога будет прощено полностью или частично как для них, так и для близких их родственников, тех кто жив, или умер. Так политика поощряла крестовые походы.
Обществу прививалось, таким образом, привычка думать о том, что какие-то греховные поступки можно совершать, ведь если есть деньги, можно будет потом «откупиться». Стали применять и такие способы влияния на общество, как привычка посещать определенную церковь, за слушание определенных проповедей (предполагается, это также способ влияния и манипулирования людьми).
Индульгенция постепенно стала налогом на христиан. На Нюрнбергском сейме (1466 г.) было предложено отпущение грехов, с целью получения финансирования войны с турками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХIIвеков. М., 1972.
2) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001
3) Рубан Ю. Гуманизм, Реформация и 95 тезисов Августинского монаха Мартина Лютера // Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов). СПб., 1996.
4) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991
5) Шестов Л. На весах Иова (странствование по душам). Париж, 1975.
6) Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998