Фрагмент для ознакомления
2
1. Становление и развитие сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение в юридической науке можно интерпретировать как метод, науку и учебную дисциплину.
Под сравнительным правоведением как методом понимается специальное научное средство, с помощью которого происходит исследование юридических явлений. Использование данного метода позволяет проанализировать общие черты правовых систем стран и их различия в разные эпохи их становления.
Как наука сравнительное правоведение – это система научных знаний о правовых системах, представляющее собой ряд научных трудов ведущих специалистов в области правоведения .
Сравнительное правоведение как научная дисциплина представляет собой юридическую дисциплину, в рамках которой изучаются правовые системы разных стран и в различные временные промежутки.
В юридической литературе моментом становления сравнительного правоведения принято считать конец XVIII − начало XX в., когда происходило образование новых общественных классов и новых идеологий о праве и государстве. Именно в этот промежуток времени у научных деятелей проявляется интерес к сравнительному анализу и использованию сравнительного метода.
Однако существует и иная точка зрения на момент становления сравнительного правоведения. Согласно ей сравнительное правоведение существовало на протяжении всего существования человечества, но в большей степени это наука понималась как историческая и философская наука.
Данная точка зрения на наш взгляд является наиболее верной и это доказывается путем рассмотрения конкретных исторических эпох, когда еще философы и мыслители пытались путем сравнения двух народов выявить их общие и различные черты.
Так, еще в поэмах Гомера прослеживается сравнение быты разных народов, классов, племен, их обычаев, традиций, уклада жизни. Гомер, описывая походы Одиссея наиболее явно раскрывает уклад жизни народов разных стран.
Геродот в своем труде «Истории» анализирует законы и нравственные начала разных народов той эпохи времени. Помимо этого, Геродот выделяет их особенности, общие черты.
Традиции, основоположниками, которых стали вышеуказанные философы начали проявляться во многих трудах историков древности.
Право как самостоятельный объект для сравнения начало выступать в трудах такого философа как Платон, а именно в книге «Законы». В этом труде философ сравнивает законы таких стран как Крит, Персия, Египет, Спарта, Афины и иных древнегреческих земель. Проводя, сравнительный анализ законов этих стран, он подводит итоги на сколько законы, принятые в этих странах, соотносятся с нравственными принципами.
Самый известный философ той эпохи, который проводил обширные анализы законов разных стран является Аристотель. В своих трудах он сравнивал управление государством 158 стран. В книге «Политика» философ исследовал такие аспекты стран как формы правления, территориальное устройство, систему законов и обычаев, экономику. В результате произведенного исследования Аристотель выявил, по своему мнению, идеальную форму государственного управления.
Следом за Аристотелем такие философы как Полибий и Страбон продолжили исследовать государства. Проведя сравнительный анализ правовых систем государств, Полибий сделал вывод, что право всех стран подчиняется единым законам циклического развития.
Страбон в своем труде «География» исследовал также законы и правопорядок разных стран, в результате которого сформулировал идею общего правового пространства, согласно которой законы и обычаи одних народов перетекали к другим.
Сравнительное правоведение вошло также и в труды индийских ученых, а именно в «Рамаяны» и «Махабхарты», сравнивающих страны и их правовые системы. Основная цель сравнения государств и их права состояла в том, чтобы выявить наиболее верную форму правления.
Китайская философия, которая также сравнивала системы разных стран, представлена трудами Конфуция, который исследовал правовые системы разных государств. Основная идея такого анализа состояла в том, чтобы проанализировать историю разных государств.
На Востоке в странах исламского происхождения сравнительному правоведению также было уделено внимание, несмотря на существующее в ту эпоху закрытость государств, относящихся к исламу. Так, в Арабском халифате сравнительные анализы осуществлялись только по специальному указанию халифов. Халифы направляли в разные части света ученых, с целью получения знаний о религии, государственном устройстве, уровне научных знаний иных стран.
Зарождение сравнительного правоведения в Западной Европе происходило в основном от летописцев, которые в большей степени описывали биографию правителей, законы и обычаи стран. Однако в конце XIV начале XV вв. труды философов и правоведов в большей степени присущи черты сравнения.
Первым кто обосновал необходимость применения сравнительного метода в науках был голландский ученый Эразм Ротердамский.
Широко использовал в своих трудах сравнительный метод английский философ Томас Гоббс, который изучал не только существующую эпоху, но эпохи древних цивилизаций, а также проводил анализ путем сравнения разных государств в различные эпохи их существования и выявлял их особенности и общие черты.
Главным представителям сравнительного правоведения считается французский философ Ш. Монтескье. В своей книге «О духе закона» он активно применяет сравнительный метод с целью обоснования существования естественного права. Философов отмечает, что на развитие права влияют многие факторы: климатические, экономические, социальные и т.д. Сравнивая законы Древнего мира и Нового времени, философ смог выявить несколько общих правил, которыми должен руководствоваться законодатель .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция США // Сайт Библиотеки Конгресса США. URL: http://www.loc.gov/rr/program/bib/ourdocs/Constitution.html.
2. Гевондян Ф.А. Современное состояние и перспективы развития сравнительного правоведения // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 11. С. 111 - 113
3. Канунникова Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государственного управления // Административное право и процесс. 2017. N 12. С. 20 - 24.
4. Мандрыка Н.Н. Особенности системы сдержек и противовесов в республиках с разными формами правления // Российский судья. 2016. N 2. С. 32 - 36.
5. Максименко П.Н. Проблема развития «сравнительного правоведения» в современной России // Электронный научный журнал «apriori. Cерия: гуманитарные науки» www.apriori-journal.ru. 2013. № 1. С. 1 -6
6. Мелконян А.А. Концепция разделения властей Ш.Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных Штатов Америки) // Международный научный журнал «Инновационная наука». №04-4/2017.
7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
8. Михель Д.Е. История сравнительного правоведения // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 171-174.
9. Мордвинова И.А. Проблема конституционно-правового выражения системы сдержек и противовесов // Вестник ЧелГУ. 2008. N 22. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-konstitutsionno-pravovogo-vyrazheniya-siste
10. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 45.
11. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. С. 288.